О поклонах во время Богослужения.
Каждому православному христианину необходимо любить и знать, хотя бы немного, Устав Церкви. Только так можно начать вхождение в нормальную церковную жизнь. Устав помогает нам чувствовать жизнь Церкви своей жизнью, а, значит, ощущать себя частью Тела Христова.
О поклонах во время Богослужения.
В 2001 году в июле месяце в Подмосковье проходил 1-й регентский съезд. Наряду с важными клиросными и уставными проблемами, рассматривался вопрос о поклонах в храме и на клиросе во время Богослужения. И вызвал этот вопрос очень бурное обсуждение, говорящее о насущной необходимости разобраться в ошибочных, необоснованных мнениях, часто самовольных.
В храме все должно быть «по чину и благообразно», поэтому попытаемся рассмотреть данный вопрос. Существуют различные уставы о поклонах, разные традиции. Все это надо учитывать. Мало разбираться в уставе, необходимо изучить местную традицию, которая отличает службу в этом храме от буквы Типикона.
В Типиконе говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся «смущения ради», т. е. для порядка, чтобы никого не смущать в общем церковном собрании. Там же: «Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонах и молитве умыслиша святии отцы, и церкви устав предаша: но разум имуще во святых поклонах и молитве, с правою мыслию плод иметь будем». Читаем у свт. Игнатия (Брянчанинова): «На клиросах не кланяться в безпорядке, но всегда последуя головщику».
О серьезности в совершении поклонов Типикон предупреждает: «Темже елико вас хотят кто святых отец предания хранити, и во святей Церкви благочинно управити молитву и поклоны: аще ли предстоятель, да не нерадит ни мало о сих: аще ли
причетник, или людянин, да внимает, идеже написано великий поклон, да творит великий неспешно… А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон… и не в купе с молитвою, но прежде молитву, а по молитве поклоны».
Тем же кто «…ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, такои утверждается быти», выносится очень строгое определение: «страшно, обаче реку,
да не неведуще отеческаго утверждения имут под запрещение впадати». И приводится соборное правило святого седьмого Вселенского собора, в котором говориться, что «вся, кроме церковного предания и учения и изображения святых, и приснопамятных отец, обновляемая или посем содеянная, анафема».Все вышеизложенное заставляет по-другому посмотреть на вопрос поклонов во время Богослужения не как личного дела каждого, но как серьезного уставного вопроса, к изучению которого необходимо приложить усилия и ликвидировать духовную безграмотность, образовавшуюся в результате столь долгого отлучения нашего народа безбожной властью от своих корней - Православной веры.
Постараемся дать краткий обзор данной темы. Мы не ставим целью рассмотреть все случаи применения тех или иных видов поклонов, ибо Устав Богослужения велик как океан, и потребуется написать не статью, а книгу. В нашу задачу входит ознакомление с необходимыми основными положениями и разбор распространенных ошибок.
Поклоны (в уставной традиции и монастырской практике) существуют трех видов:
- малые (метания)
- поясные
- земные
Малые поклоны еще называют метания. «Это не поклон великий, но образ поклона разумей, еже есть - мало, перекрестяся, поклониться» - говориться в «Известии учительном». Малые поклоны употребляются чаще остальных. Они подразделяются на поклоны
- с крестным знамением
- без крестного знамения
Следует уточнить, что термин «креститься» - не ясный. Крестное знамение - это одно, а поклон - другое. Оба могут быть вместе не связаны.
Малые поклоны с крестным знамением
Применяются во всяких случаях выражения молитвенного чувства и обращения.
Например, при прохождении мимо Алтаря, храма, на прошении ектений, при пении «Аллилуия», «Святый Боже», когда слова молитвословий побуждают к этому («поклонимся», «припадем», «помолимся»).
Малые поклоны без крестного знамения
1. Когда кадят молящихся, осеняют их свечами; когда благословляют рукой или крестом.
2. Когда священнослужитель совершает каждение всего храма. При этом лицом к нему поворачиваются только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. И тем более не поворачиваются к Алтарю спиной.
3. При возглашении:
- Главы ваша Господеви приклоните
- Мир всем
- Благословение Господне на вас…
- Благодать Господа нашего Иисуса Христа…
4. На Херувимской песне на Великом входе при возглашении
- … вас и всех православных христиан…(при этом священник крестообразно
осеняет предстоящий народ Св. Чашей.)
5. Во время чтения Евангелия (стоят прямо, с наклоненной головой, как бы слушая самого Иисуса Христа.)
6. При пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея при словах:
- Христос воскресе!
Отвечая:
- Воистину воскресе! И др.
Крестное знамение без поклона применяется:
1. При чтении Символа Веры на словах: «Верую…», «И во Единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». Здесь есть различия в традициях. Например, у свт. Игнатия (Брянчанинова) указано осенять себя крестным знамением только на «Верую…».
2. При произнесении слов:
«Силою Честнаго и Животворящаго Креста…»
3. В начале чтения Апостола, паремий.
4. При отпусте на словах:
«Христос истинный Бог наш…», а поклон уже после окончания отпуста, на последних словах.
5. В начале шестопсалмия 3 раза на словах «Слава в вышних Богу…»
6. При словах тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» и др.
Поясные поклоны
«елико рукою до земли досящи», - говорит тот же устав. В современной практике поясные поклоны бывают глубокие (до земли достаем рукой) и неглубокие (кланяемся в пояс).
Применяются:
1. При входе в храм и выходе из него - 3 раза напротив Алтаря.
2. При возгласе: «Благословен Бог наш…»
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святей Троице.
4. При возгласах:
- «Твоя от Твоих»
- «Святая Святым» (ТРИ ПОКЛОНА!)
5. При произнесении слов на «Честнейшей»:
- «…Сущую Богородицу Тя величаем»
Так, например, было в Киево-Печерской Лавре, по воспоминаниям известного дореволюционного уставщика Лавры схиархимандрита Дионисия (Лукича), заметки которого используются в данной работе.
6. На возглас
- «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».
7. В начале Великого Славословия на Утрени («Слава в вышних Богу»)
В современной традиции все более входит в обычай становиться на колени, хотя устав предполагает метание.
8. После пения первой половины Херувимской песни, на Великом входе, во время выхода священнослужителей.
9. Перед чтением и по прочтении Евангелия на словах «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» и др.
Земные поклоны -
т. е. падение ниц, «елико мощи главою до земли довести» (Типикон) есть выражение предельного благоговения или усиленной молитвы о помиловании. Их полагают при поклонении наибольшим святыням; в дни постов и наиболее
важные в таинственном смысле моменты богослужения.
В первом и последнем случаях значение календарного периода (Пятидесятница, попразднство, воскресный или Владычные праздники) в расчет не принимаются. Так, во время пения «Тебе поем» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан - приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный момент преложения Святых Даров. «По учению Церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею. С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять и мы в этот момент перед лицом Самого Бога! <…> Этот момент Божественной Литургии - основа всей жизни мира, это - ось жизненного колеса. <…> Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя», - так пишет об этом Великом моменте священномученик Серафим (Звездинский), пострадавший в годы советской власти. Земной поклон здесь положен в любой календарный период, и в том числе на Пасху.
Можно только недоумевать и скорбеть, когда в столь важнейший момент предстоящий народ не падает ниц, а на возгласе «Святая святым» почти все делают земной поклон, когда он здесь неуместен. В служебнике предписывается три поясных
поклона. Священнослужитель делает поясные поклоны стоя возле Престола, а народ падает ниц стоя в храме… Это можно объяснить только незнанием, непониманием происходящего за Богослужением.
Приведем еще несколько примеров обязательного употребления земных поклонов:
- При явлении Святых Даров на возгласе «Со страхом Божиим
и верою приступите…»
- Причастнику, в том числе и на Пасху, надо сделать земной
поклон.
В Великий Пост:
- На Великом повечерии при возглашении: «Пресвятая Владычице Бого-
родице, моли о нас грешных» и далее…
- На Великопостной вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся…» и
далее…
- На изобразительных, в конце пения блаженств на словах: «Помяни мя,
Господи, во Царствии Твоем». (3 поклона) и др.
Распространенные ошибки.
Основная масса ошибок происходит от неумения правильно читать указания Устава или от вольного его толкования.
Самой распространенной ошибкой является то повсеместно принятое мнение,
что:
Не положено совершать в храме земные поклоны:
В дни воскресные, в дни святок (от Рождества до Крещения), от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника или его отдания. Также и в дни Страстной седмицы после прочтения последний раз молитвы «Господи и Владыко живота моего» земные поклоны прекращаются до Пятидесятницы. Исключение составляют поклоны у Плащаницы.
И в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста совершаются поклоны перед Крестом.
На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов.
Все эти указания Устава нуждаются в подробном рассмотрении. Чаще всего опираются на выражение Правила 20-го І Вселенского Собора, которое гласит: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятни-
цы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Правило VI Константинопольского Собора 90-е также говорит о непреклонении колен с субботы по входе до воскресенья по
входе на вечерни. Но обращая внимание на слова «преклоняющие колена», почемуто пропускают слова «да стояще приносят молитвы Богу». Однако это важно потому, что «преклонением колен» называются не земные поклоны, а длительное моление на коленях. Во времена Соборов таковым являлась, например, сугубая ектения. В будние дни ее сугубость, нарочитость, значимость проявлялась не только в троекратном повторении «Господи, помилуй!», но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.
Указывая на выражение Постной Триоди (Великая Среда вечера): «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келиях же даже и до великаго пятка совершаются», забывают, что по терминологии книги, составленной на
Востоке - Постной Триоди, Церковь обозначает не храм, а собрание всей общины на молитву (в соборном храме). Келия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглав-
ляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители. Таким образом, здесь речь идет об отмене организованных поклонов во главе со священником (в храме) или старшим (в келии). Больше о Поклонах ни Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако, все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно, вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе (организованным).
Можно привести еще три косвенных момента.
Первый. По свидетельству старых насельников Киево-Печерской Лавры, старцы в Лавре говорили: «А если в самый Светлый День Пасхи нам явится Господь Иисус Христос, - мы упадем ему в ноги или, отвесив поясной поклон, скажем: «Прости,
Господи, но Устав большего не позволяет»?
Второй. Старообрядцы, безусловно, находятся в расколе, а посему лишены Благодати. Однако, в вопросах соблюдения обрядовых норм и правил им нет равных. В старообрядческом календаре в 70-е годы был помещен Канон Пасхи. По катавасии
9-й песни положен Великий поклон, что подразумевает под собой земной поклон.
Третий. Во время хиротонии, случившейся в период Пятидесятницы, ставленник после каждого обведения вокруг Престола кладет земной поклон рукополагающему его Архиерею. Комментарии излишни.
Таким образом, единовременное падение ниц, выражающее крайнее благоговение и восторженное или покаянное состояние души не может быть запрещено никем, ничем и никогда. Еще раз хочется подчеркнуть, что к предписаниям Устава надо
относиться очень внимательно и рассудительно.
Кроме того, можно добавить, что епитимийные земные поклоны (поклоны, на значаемые священноначалием провинившимся или духовником для исправления) кладутся даже в Светлое Христово Воскресение - Пасху.
Все это было написано не для того, чтобы заставить всех по воскресеньям бить земные поклоны, а для того, чтобы умерить пыл тех, кто проповедует мнение, что кладущие земные поклоны в вышеуказанные периоды совершают грех чуть ли не
святотатства.
Остальные распространенные ошибки:
- При каждении диакона или иерея на «Господи воззвах», «Честнейшей», и др. преклоняют главу те молящиеся, мимо которых проходит кадящий (об этом см. выше).
- На Вечерне на входе, когда священник, приложившись к иконе Спасителя, благословляет свещеносца (этим отпуская его) - народу, предстоящему в храме, преклонять главу при этом не надо, это же правило относится к Малому входу на Литургии.
- При каждении диакона или иерея с амвона на «Господи, воззвах», «Честнейшей», и др. вначале - каждение левого и правого клиросов, затем - народа. Также на полиелее - священник производит каждение предстоящих священнослужителей, затем правый и левый клиросы, и только потом предстоящий народ. Здесь и необходимо приклонить главу, а не кланяться без разбору во все стороны.
- На «Святая святым» (Литургия) нет земного поклона, но три глубоких поясных («Служебник»).
- На Великом входе (в середине Херувимской песни) креститься не надо, т.к. не происходит никаких побуждающих к тому действий, и только на словах священнослужителя «вас и всех православных христиан», следует преклонить главу. В это время предстоящих осеняют Святой Чашей.
- На ектениях об оглашенных предстоящие часто делают поклоны на возгласах, которые к ним не относятся. Оглашенными в древней Церкви назывались люди, готовящиеся к принятию Таинства Крещения, кающиеся. Они должны были оставить храм после возгласа: «Оглашеннии, изыдите». Теперь этот возглас имеет другое значение, - пишет священномученик Серафим (Звездинский), - им мы при глашаемся взглянуть в свое сердце, <…>, это требование изгнать все помыслы, все земное, чтобы встретить Царя Славы.
- Когда уносят Святые Дары на возглас «Всегда, и ныне и присно…» земного поклона нет, но поясной, т.к. это неуместно. Предполагается, что многие (а в древние времена - все) являются причастниками, а в Церкви полагается единообразие в поклонах.
- В Великий Пост на Вечерне, на возглас: «Премудрость, прости, (то есть станем прямо) Свет Христов просвещает всех» земного поклона нет, (это ясно из перевода), но метание без крестного знамения. ( Эта традиция требует изучения, т.к. пока не удается найти точных указаний как поступать).
- Креститься и кланяться не положено на Шестопсалмии. Шестопсалмие - это шесть избранных псалмов из псалтири, читаемых в начале Утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносят
слова «Слава… и ныне… Аллилуия» не совершаются крестное знамение и поясные поклоны, как предусматривает это Устав в других случаях. Старец Паисий Афонский, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорит: «Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает 6-7 минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для
того, чтобы распяться, но явиться миру как Судия».
Поклоны на Литургии
(не приведенные выше, по уставным заметкам схиархимандрита Дионисия (Лукич), дореволюционного уставщика Киево-Печерской Лавры).
- На возглас «Благословенно Царство…» не принято обязательного земного поклона.
- На «Трисвятом» - малые поклоны, также и на «Кресту Твоему…»
- У святителя Игнатия (Брянчанинова) в 5 томе «Приношение современному монашеству» читаем, что на ектениях при первом прошении и при возгласе, которым служащий священник заключает ектению - полагается по одному поясному поклону. Имеется также мнение Владыки Афанасия (Сахарова), который говорил, что на просительной ектении поклоняемся на каждое прошение, так как в каждом из них говориться о самом необходимом для нашей жизни.
- После «Достойно есть» - земного поклона не совершаем, из-за того, что земной поклон предшествовал Святым Тайнам. Святым Тайнам - земной, Божьей Матери - поясной.
К иконам прикладываются так:
Два поясных поклона, затем прикладываются к иконе; если несколько икон, то после двух поясных поклонов прикладываются к нескольким иконам (по старшинству). Начиная со второй - к каждой с крестным знамением, после чего делается третий поясной поклон.
Если мы идем на помазывание, то, приложившись к иконам, подходим к священнику, принимаем помазывание, отходим, и делаем третий поясной поклон, и малый поклон (наклоняем голову) без крестного знамения предстоящему священнику (по-
вернувшись в его сторону).
Завершая эту статью, хочется надеяться, что затронутая тема будет продолжена
новыми уставными исследованиями.
Составитель Л.В. Вовчук, регент в Свято-Михайловском храме на Зверинецких пещерах, под общей редакцией игумена Спиридона (Письменного) уставщика Св.- Троицкого Ионинского монастыря. г. Киев, 2002-2006 г.г.