ykn

Ф. Фукуяма "Доверие" (1995)

Apr 28, 2014 00:15

1. Американский философ Фукуяма стал известен после книги "Конец истории", изданной в 1992 году. "Доверие" своего рода продолжение, автор часто ссылается на первую книгу.
2. Семья как единица гражданского общества и экономической организации (Китай, Франция, Ю. Корея, Италия).
3. Культура влияет на экономику (Япония, США). Неизбежно столкновение культур, однако это не обязательно должно привести к войне, а напротив к творческому перерождению.
4. Человек занимается экономической деятельностью все чаще не ради обеспечения материальных благ, а ради признания.
5. Доверие как универсальная культурная характеристика экономической жизни.
6. Банки спасали автопроизводителей во время нефтяного кризиса 70-х, чтоб не отдавать их чужакам. Сборщик на линии Тойоты может остановить всю линию в экстренном случае. Немецкий управляющий цеха становится на место мастера, если возникает необходимость. (Примеры доверия).
7. В Италии в 50-х богатые горожане не хотели сами строить больницу, ожидая помощи государства. Афро-американцы не имеет целостного института семьи (а корейцы имеют даже в эмиграции). В США очень много денег тратиться на полицию, адвокатов + 1% населения в тюрьмах. (Примеры недоверия).
8. Доверие имеет вполне конкретную экономическую величину. Оно снижает производственные издержки. Недоверие накладывает дополнительную пошлину (затраты на суды, контракты, адвокатов и т.д.)
9. Вводятся понятия культура и социальный капитал. Еще А.Смит рассматривал экономическую жизнь в связке с культурой. (Пример - "азиатские тигры").
10. Нет смысла поддерживать "заходящие" (sunset) отрасли экономики, вбухивая туда кучу денег. Напротив, стоит развивать "восходящие" (sunrise) отрасли. Азиатам хорошо удается демонтировать старые производства с их огромным персоналом.
11. В обществе с высоким уровня доверия и соц капитала (Германия, Япония) общество способно само строить большие производства. В фамилистических экономиках (Италия, Китай) эту роль должно брать на себя государство.
12. Фукуяма оспаривает утверждение неоклассиков, что человек является рациональным индивидом, стремящимся к максимальной полезности. Не так уж редко люди действуют совершенно обратно (например, погибают за что-то или кого-то).
13. Очень мало войн из общего числа были за экономические ресурсы.
14. Ошибочно утверждать, что человек стремиться максимизировать все ради какой-то пользы. Часто его решения совершенно нерациональны с точки зрения общепринятой "пользы" (а продиктованы культурой).
15. Всегда найдутся те, что делает вред обществу из вредности или просто паразитируют на нем, отдавая как можно меньше. Т.е. доверие никогда не станет безусловным.
16. Доверие - это ожидание того, что другие члены сообщества будут вести себя с внимаем к нуждам окружающих и в соответствии с принятыми нормами.
17. Социальный капитал - это потенциал общества, возникающий в результате доверия между его членами (от семьи до нации). Передается культурными механизмами (религия, традиция, обычаи). Является важным ресурсом наряду с денежным, трудовым и природным.
18. В соц капитал невозможно инвестировать, в отличии от человеческого (достаточно отправить человека учиться в школу).
19. Органическая солидарность (Дюркгейм) и спонтанная социализированность.
20. Кровное родство часто является хоть и единственным, но очень прочным инструментом доверия (от китайской семьи до итальянской мафии).
21. Культура - передаваемый через поколения набор смыслов, позволяющий сообществу сохранять и развивать свои знания о жизни. Унаследованный (часто иррациональный) этический навык. (например, корова - священное животное).
22. Ряд культурных паттернов закладываются автоматически - например, не вскрывать чужое письмо. Минимальный набор вежливости.
23. Идеология может меняться довольно быстро (пример, коммунизм-демократия в 1990). Культура на такой рывок не способна (люди в СССР не стали сразу успешными в рыночной экономике, поскольку не привыкли рассчитывать на себя).
24. Церковь может (и делала это не раз) значительно влиять на демократию и капитализм. Причем в любую сторону: помогать или мешать. (Вебер "протестантская этика и дух капитализма")
25. В Японии молодые люди стремятся работать в госаппарате во благо всего народа.
26. В СССР гражданское общество было фактически разрушено, поэтому в начале 90-х люди подверглись "ломке".

TBC

обзор книги, фукуяма, доверие

Previous post Next post
Up