Ещё раз о домашнем обучении

Mar 08, 2014 01:04

Для всех, кто по поводу прошлого поста, написал мне о том, что домашнее обучение - это плохо, что только не в России, и что школы нужны, чтобы дети социализировались. Прошу, посмотрите на эту обложку журнала Time от 10 февраля 2014 года.


Read more... )

Юля Липницкая, школа, школьные годы чудесные

Leave a comment

404th March 9 2014, 09:22:04 UTC
Да, и, чтобы расставить все точки над ё, и или как тебе нравится, я не против домашнего образования, точнее, не так, мне не нравится существующая образовательная система, но, будучи практиком, я вполне вижу, как домашнее образование может заменить начальную школу, но вот дальше у меня сразу много вопросов.
Я их все сейчас не сфрмулирую, но давай оттолкнемся от сабжа. Очень мало кто в таком возрасте имеет ярко выраженные склонности, соответственно, не всегда понятно, на что делать упор.

Ну вот даже возьмем тот же спорт. Обычно уже к 8-9 годам более-менее понятно, есть данные или нет, и надо делать выбор. Но... данные - это всего лишь данные, а совмещать нагрузку с полноценной учебой уже сложно. У нас в классе была девочка, которая подавала надежды в теннисе, где-то на момент второго-третьего класса, она уже отсутствовала большую часть времени, а потом бросила школу и ушла в спортшколу, т.е. на индив. Но итог в том, что при всех надеждах и нехилых временных инвестициях, ничего путного в теннисе из нее не вышло. Т.е. она мастер спорта и все такое, но их же как грязи. А итог? Раздолбанные мениски, хреновое образование, без языка и с весьма невнятной перспективой.

Или вот был у нас мальчик, считал, что будет писателем, ибо у него склонности. Графоманил, конечно. И где-то до 9го класса парил всем мозги. Не выиграл ни одной олимпиады, и завалил куда-то там экзамены. А в итоге поступил на эконом, устроился в банк, и все у него в шоколаде. Пойди родители у него на поводу, забери из школы, например, и вложи в его писательство - что бы вышло - да херня какая-нибудь.

Это не отменяет того факта, что в школах эффективность очень низка, но практически мне сложно пока представить себе, как можно организовать обучение на дому так, чтобы еще одновременно не сносить ребенку мозг тем фактом, что в его жизни слишком много родителей.

Reply

ykhats March 9 2014, 18:50:37 UTC
Организовать обучение на дому легко: приглашаешь самых лучших учителей, которых можешь найти и позволить, и не лезешь в их работу. Это, почему-то удавалось аристократии вплоть до двадцатого века и ну просто совершенно стало недоступно никому из ныне живущих, ага.

В моей голове, роятся куски идеального процесса обучения. Давай, я попробую сформулировать что-нибудь.

До шести-семи лет с ребенком играют. Вся эта развивающая хрень и раннее обучение (скорей-скорей-скорей научить его читать и писать, чтобы в школе не отставал) идёт нахуй. Ребенку нужно просто давать играть. Так, как он хочет, не так, как написано в правилах. Если я дал ребенку трёхмермерный паззл, а он из него замок строит - это нормально, это его игра. Не нужно лезть к нему и показывать "как надо". Если ребенок разрисовал обои, не нужно блять на него орать и "прививать дисциплину". Ничего, блять, страшного, обои можно новые поклеить.

Начиная лет с семи (на самом деле, можно и раньше, но с семи лет особенно) нужно очень внимательно смотреть, как ребенок реагирует на всё вокруг. Как он реагирует на музыку. Не на ебучую тухлую классику и хоровое пение на уроках в начальной школе, а на нормальную музыку. Ставишь ему лучшие образцы современного рока, фолка, блюза, рэпа - всего, чего угодно и смотришь, что его заинтересует и как он будет реагировать. Может, он любит танцевать, может, подпевать перед зеркалом, может, стучать в ритм. Надо просто быть внимательным. Возможно, ему будет похуй - это тоже возможно. Надо просто смириться и не навязывать.

То же самое делаешь со всем остальным. Со спортом, например. Что мешает сводить ребенка посмотреть на хоккейный матч, на футбольный, на танцы, в бассейн? Просто привести и наблюдать, что его захватит. О чем он станет говорить перед сном. Что мешает отвести его в цирк и вместо того, чтобы самому втыкать в слона на велосипеде, наблюдать за лицом ребенка и тем, от каких номеров откроется его рот?

Так вот, всякий раз, когда ребенка будет что-то увлекать, надо максимально концентрировать на этом его внимание и отдавать этому всё возможное время. На остальное можно временно положить болт. Ничего, блять, страшного - наверстает сраную алгебру потом. Или не наверстает - это так похуй, на самом деле.

А если ему надоест и он бросит, то это опять же, ничего страшного. Увлечется другим, вторым, третьим. И всякий раз, нужно помнить, что то, что интересно ему в данный момент - это самое важное вообще. Всё остальное - похуй, пусть идёт фоном. Если сыну нравится футбол, не нужно, блять, его шантажировать в духе "не пойдешь гонять мяч, пока не сделаешь физику". В гробу он её видал. Родители и сами ничерта её не знают, но от детей требуют. Долбоебизм.

Не стоит забывать, что до ребенка нужно четко и ясно донести как словами, так и действиями, что чем бы он не увлёкся, он может рассчитывать на полную и безоговорочную родительскую поддержку. Для ребенка не должно быть понятия "мы этого не можем себе позволить", когда дело касается увлечений. Не надо вот этого говна: "не купим мы тебе скейтборд, ты три раза прокатишься и бросишь, а он три тыщи стоит". Что это за нахуй аргумент вообще?

Все то же самое относится и к увлечениям черчением, рисованием, математикой, физикой, химией. Неужели так сложно загуглить "эксперименты по химии в домашних условиях"? Неужели трудно подарить ребёнку "занимательную физику" Перельмана, а не заставлять его учить нудные параграфы в одобренном учебнике в строго утвержденном порядке?

Ты боишься фактора "слишком ного родителей в жизни ребенка"? А не нужно бояться. с шести лет, ребенок вполне способен сам о себе позаботиться. Стоит показать ему маршруты до магазинов, давать гулять по округе, научить пользоваться телефоно и набирать в случае чего родительский номер и можно спокойно уходить на работу, оставляя ребенка дома одного. С ключем, разумеется и списком покупок и заданий по дому. Учителя могут приходить в течении дня, а в остальное время ребенок предоставлен сам себе. К ужину приходят родители и все дружно проводят вечер, проверяют результаты ребенка за день, обсуждают планы на завтра.

Возможность располагать собственным временем воспитывает самодисциплину, которая в жизни намного нужнее, чем дисциплина, которую годами вдалбливают родители, сидя и делая вместе с сыном ненавистную математику.

Reply

umanskaya_anna March 10 2014, 10:27:20 UTC
"А если ему надоест и он бросит, то это опять же, ничего страшного". Любые достижения - это адский труд. И если при любой трудности позволять бросить, то вырастет просто лентяй, не способный ни одной задачи до конца решить.

Reply

ykhats March 10 2014, 10:33:35 UTC
Я сужу по себе. Если я только начал, а мне уже хочется бросить, то это просто не мое. Тут как в отношениях: если мы только начали встречаться, и при первых трудностях мне уже все хочется послать все нахуй и уйти, значит не так уж сильно я эту девушку и люблю. Не моё, значит.

Reply

umanskaya_anna March 10 2014, 10:29:47 UTC
Ой, сначала пишу, а потом читаю Олины простыни, а она это все уже сказала и спросила)

Reply

ykhats March 9 2014, 18:50:47 UTC

Короче, если поставить целью не сделать ребенка образованным, а научить его быть счастливым, и прилагать к этому постоянные, регулярные значительные усилия, то всё вполне возможно и встаёт на свои места.

Конечно, ты можешь забросать меня использованными подгузниками и фразами в духе "будут свои дети, посмотрю я на тебя", но я искренне верю, что сбросить заботу об бразовании чада на общеобразовательную школу - это вообще худшее, что может сделать любой родитель в любой вселенной. Потому что больше нигде на светелюдям нет меньшего, чем в СОШ №325978. Там все глубоко несчастны в тринадцатом поколении и такими же несчастными вырастят и приведенного к ним маленького человечка, ибо школа - эта сраная, блять, фабрика несчастных людей с неврозами, комплексами и абсолютно тусклыми глазами.

Reply

404th March 9 2014, 19:49:03 UTC
Ян, твоя ненависть к школе меня умиляет. Я знаю тонну людей, которые с радостью вспоминают школу и не видят в ней нечего плохого. Я тебе даже скажу, что бывают хорошие школы, бывают даже школы, которые люди оканчивают с гордостью.
Что касается твоей теории, то в ней есть рациональное зерно, но только отчасти. Я сейчас слишком хочу спать, чтобы долго и нудно показывать, в чем ты неправ, но приведу только один пример - если постоянно следовать за малейшими интересами ребенка, то есть большая вероятность попасть в ловушку. Я видела такой пример - детка хочет рисовать, детке покупается все для рисования, с ней ходят туда-сюда, через полгода детке вдруг перестает быть интересно рисование, детка хочет теннис, теннис не пошел сразу (хотя все купили), теперь детка хочет быть актрисой. Ну и т.д. знаешь, когда и почему пропадает интерес? Когда появляются первые сложности, а детке ну как бы немного лень. Есть очень большой риск вырастить совершенно неспособного сидеть на жопе человека. Это первое возражение. И, кстати, неспособного добиваться успеха.

А теперь что касается лучших учителей. Вот именно в этом месте я и посмотрю, как ты это будешь делать через н лет. Опять же, давай к практике: вот, скажем, критерии отбора. Согласование расписаний.

Ну и, наконец, про аристократию - таки да, удавалось до какого-то возраста, а дальше звиняйте. Вот, скажем, словосочетание Царскосельский лицей тебе о чем-нибудь говорит? Вот я ровно об этом - лучших учителей гораздо проще собрать в одном месте, чем гонять их туда-сюда от ученика к ученику. Я думаю, в некоем будущем должны появляться полуонлайн-полуоффлайн школы с интересными курсами, маленькими классами, обхединенными по интересам, и это гораздо более прогрессивно, чем тупо домашнее обучение с какими-то учителями.

Понимаешь, задача родителя не просто научить ребенка быть счастливым (тут, скорее, стоит задача, не разучить), а еще немного дать им базовые навыки для успешного существования в окружающем мире, а это гораздо более сложная задача. Вырастить счастливого долбоеба вообще не вопрос, особенно если есть деньги.
А вырастить думающего успешного и уверенного в себе человека (адекватного при том) - это совсем другой расклад

Reply

ykhats March 9 2014, 21:09:53 UTC
То, что какие-то люди гордятся своими школами - это аргумент ни о чем. Люди гордятся всем, чем ни попадя. У меня на районе есть дом, в котором жил Высоцкий, а в остальном, это самая обычная многоэтажка. Вот люди живут в ней и гордятся, а по сути, при чем здесь они? Что вообще это несчастное кирпичное здание им дало, чего не дали другие здания своим жильцам? Квартиру, разве что, в этом доме купить дороже, чем в соседних домах. Ну так это сомнительный повод для гордости.

А в остальном ты, конечно, права, и с тобой трудно поспорить (:

Reply

404th March 10 2014, 03:44:51 UTC
эх, ну ладно, на счет гордости согласна - не туда. Я вот сейчас думаю, что может являться критерием того, доволен человек школой или нет. Что-то типа отдал ли бы ты туда своих детей. Но это тоже спорный такой момент - т.к., как ни крути, в наше время школа - это, скорее, учителя, а не концепт. Нет того учителя - совсем другая уже школа. Ну разве что пятидестисемиты некое исключение (http://sch57.msk.ru/, если вдруг не знаешь). Но отдать ребенка в 57ю - непростое решение, знаешь ли.

Reply

ykhats March 10 2014, 09:23:44 UTC
Слышал. Ну, это же математическая школа. Надо быть охрененно уверенным, что ребенок прётся от математики.

Reply

404th March 10 2014, 11:32:18 UTC
Ну вообще у них есть гуманитарные классы

Reply

ykhats March 10 2014, 11:37:33 UTC
Я слышал, что это школа с мат. уклоном.
Так-то в Новосибирском Государственном ТЕХНИЧЕСКОМ Университете тоже есть Гуманитарный факультет. Можешь представить, кого и как они выпускают?

Reply


Leave a comment

Up