Гут йомтов! Гут йомтов!
לשנה טובה בלימוד החסידות ובדרכי החסידות תכתבו ותהתמו
Йоси Гехт выразил справедливое недовольство тем, что вчера ведущий фарбренген, не скажу кто, был зануден, ничего двартористого не выдал, только какие-то длинные, невнятные, непонятные истории, а все остальные, соответственно, не "играли короля" - болтали между собой, скучали.
Поднатужившись, я ему высказал, что мог, хотя и без особого успеха, но всё-таки к чему-то он прислушивается, как ни странно.
А высказал я примерно следующее.
В чём-то плохой фарбренген лучше хорошего. На хорошем фарбренгене заводной ведущий, говорит умно, зажигает еврейскую искру, чувствуешь себя вдохновлённым, истории просто ах и ну ваще, хасидус подан так, что пальчики оближешь (5 хасодим, 5 гвурос:).
Но вот есть такая история знаменитая, приводил я её тут уже, или где-то ещё, не помню:
Один хосид Алтер Ребе, который заядло и старательно изучал хасидус и пытался исполнять чего Ребе говорит, оказался как-то в компании хосида р.Хайкеля из Амдура, которого называли реб Хайкель hАмедура, одного из учеников Межричского Магида, видать, потому что он горячо молился, как костёр, который на святом языке вроде как hАмедура. И вот хосид Алтер Ребе увидел, что этот хосид р.Хайкеля молится с таким самозабвением, горячностью и одухотворённостью, которые хосиду Алтер Ребе и не снились. И пришёл хосид Алтер Ребе к своему Ребе и пожаловался, мол, как же так, вот я вроде как стараюсь, а на то, чтобы так молиться как тот хосид р.Хайкеля, мне вжизнь не удастся, если так честно посмотреть. Ну то-есть, типа, леhавдил, как я по воскресеньям играю в футбол с пожилыми энтузиастами, и понемногу у меня получается чуть лучше, а иногда я на ютюбе вижу, как играют Месси там или Неймар.
И сказал ему Алтер Ребе:
"Когда ты молишься - это ты молишься. А когда тот хосид молится - это не он молится, это Хайл hАмедура молится.
И так и здесь. На фарбренгене Ребе ты заряжаешься энтузиазмом Ребе, проникаешься лучами святости, но это не твой энтузиазм и не твоя святость. На фарбренгене у Джейкобсона тебе даётся, даётся, даётся - хасидские идеи облечённые в остроумие, феноменальное умение подачи материала, чувство аудитории. А на плохом фарбренгене ты один на один со своей сущностью, без чьей-то поддержки. Ты пришёл потому что у тебя есть каболас оль - принятие на себя ярма Небес, в данном случае - через исполнение хабадского обычая, ты пришёл с битулем и, соответственно, с ощущением участия в "шевес ахим гам яхад" - пребывания братьев вместе, в душевном единстве. И если у тебя есть битуль, тебя не будет раздражать недерехэрецевское поведение других пришедших. И если ты пришёл с простой и чистой верой что фарбренген - в фундаменте хасидского духа, ты этот дух и возьмёшь. не получишь, а возьмёшь.
А насчёт глупых историй, так известна история, как Межричский Магод приехал к Баал Шем-Тову после долгих уговоров и посылания к нему в качестве посланника р.Нахмана из Городенки (увидев, какой цадик р.Нахман, Межричский Магид решил, что у такого цадика Ребе должен быть совсем уже невероятный, как об этом он и пишет в письме, приведённом среди других писем в конце "Магод Дворов леЯаков" Кеhотовского издания. Пришёл он к Баал Шем-Тову на шабос, а тот сходу начал рассказывать что-то про лошадей, кучера, овёс кончился подкова пропала, потом нашлась, овёс откуда-то появился. Магид был в диком шоке - это святость??? Это Тора??? А Баал Шем-Тов ему одновременно и великие тайны рассказывал и уроки преподавал этоим, но главное - ИМХО ИМХО - приучал к битулю - отказу от своего не только эго но и "я" - в качестве подготовки сосуда к восприятию.
В Кфар Хабадской йешиве долгое время машпия был р.Кессельман. Его фарбренгены были "острые", он сурово выкладывал правду-матку, как надо служить Всевышнему. А потом машпией стал Мендель Футерфас. Его стиль был истории. Причём что за истории - сижу я в лагере, и один гой там был, который работал цирковым артистом..., или Сидел со мной один казак.... Ученики йешивы были вначале очень недовольны, а потом начали понимать, что за этим стоит.
Одна из известных историй реб Менделя как казак ему рассказывал про казацких лошадей, что конь казацкий - друг на всю жизнь. (Рассказаывая, казак вытирал глаза). Казаки делали так. Выгоняли к реке гигантский табун - несколько тысяч мустангов - и гнали через бурную реку. Некоторые резко бросались в воду и мощно переплывали, многие начинали тонуть. Но в таком огромном табуне находилось несколько - очень немного, и то не всегда - таких, которые, из первой, мощной группы, переплывали реку, но смотрели назад и если видели, что какой-то лошади трудно, бросались назад в реку и зубами тащили её к берегу. Вот это были казацкие лошади. (Урок, естественно, что еврей должен свою животную душу так выдрессировать, чтоб она не могла перенести, как кто-то "тонет".)
На самом фарбренгене раввин говорил о том, что лучшие мивцоим получаются непрямым влиянием (он не сказал, но мне напомнило, что Пинхас Рейзес делал баалей-тшува просто тем, что они видели, как он молится). Что на седере, скажем, на нерелигиозного гостя больше впечатления, чем весь хасидус произведёт то, как ты говоришь с детьми. Это как бы банально просто, но тем не менее...
Рассказал он, как перед своей свадьбой (он баал-тшува в Хабад из модерновой системы, даже и нерелигиозных) прочитал или услышал об обычае, чтобы невеста шла под хупу уже в парике, и это ему понравилось, имело смысл - в момент как ты замужем, на тебе уже парик - но он решил не мутить воду и не предлагал этого невесте. А много лет спустя на шабос он вспомнил об этом, у него сидела тёща, и жена с тёщей в один голос сказали: что ж ты не сказал? Да мы бы вполне были бы только за! А у них на тот шабос была одна девушка, которая решила делать гиюр и ошивалась у них постоянно, была чуть ли не одной из домочадцев. И позже, когда она сделала гиюр и выходила замуж в Израиле - купила раввину с женой билеты, и так он единственный раз побывал в Израиле - та девушка под хупу шла в парике.
Рассказал, как ходил по Манхэттену, делал мивцоим - надевал тфилин на юристов, пришёл однажды с юнцом из йешивы - типа мальчишки возраста бар-мицвы должны смягчать анти-религиозный настрой объектов мивцоим. Законник спрашивает, мол, ты смотришь футбол (американский, естественно)? Нет! Как так? У меня нет телевизора. Как так можно? Так нужно, потому что когда смотришь телевизор, мозг отключается, ка кормление с ложечки. А я не хочу, чтобы мой мозг отключался, я хочу, чтобы он работал очень хорошо. (Паренёк, видать, прочувствовал "мусар ави".)
Рассказал про одного знакомого - реконструкционистского раввина, сын которого не просто стал религиозным а ещё и заядлым членом Нетурей Карта. Сын этого сына тоже очень суровый, но всё же не Нетуреец. И вот реконструкционист 12 лет не разговаривал с сыном и вообще относился к нему с отвращением и неприязнью. А потом вдруг как то сам собой лёд сломался, и они снова стали общаться, обходя острые углы. И этот реконструкционист начал горевать о том, что 12 лет грешил, испытывая ненависть к сыну. А рассказчик сказал ему, что тшува, как в хасидусе подчёркивается, это не горевание над разбитыми яйцами, а просто принятие решения больше так не делать и таки не делать. Горевание погружает тебя в ту же грязь, и получается, ты проживаешь свой грех опять. И Ребе часто говорил людям, которые что-то делали неправильно: "Что было - то было, но с этого момента..."
Так что "с этого момента...", и тогда, как сказано в hАйом-йоме из письма Ребе Рашаба: "Этот день - "начало деяний Твоих", воплощение истинного намерения, лежащего в замысле сотворения человека на земле - раскрыть свет глубин нашей святой Торы. Свет, который в этот день изливается в полной мере одинаково на каждого из нас, неся энергию для всего года. Мы обязаны в этот день пробудить в своих сердцах чистое глубинное желание и стремление, идущее из самой сокровенности нашего сердца, чтобы Всевышний осветил наши души светом самой сокровенной части Своей Торы."
This entry was originally posted at
https://ykh.dreamwidth.org/86284.html. Please comment there using
OpenID.