С фарбренгена сына Гронера
Седьмое поколение
Собственная инициатива
5734-й (1974-й) год был особенным. С одной стороны, в этот год произошло множество трагических событий. С другой стороны мы удостоились доселе невиданного раскрытия чудес со стороны Ребе.
В тот год Ребе начал 5 мивцоим (мн. ч. слова мивца) - особых кампаний. Это были не первые кампании. Первой была мивца тфилин - помочь надеть тфилин на как можно большему количеству евреев. Но в тот год Ребе добавил мивца Тора (кампанию по изучению Торы), мивца мезуза (кампанию по распространению и проверке мезузот в еврейских домах), мивца цдака (кампанию побуждения евреев к пожертвованиям на благотворительные цели), мивца бейт мале сфарим (чтобы каждый еврейский дом был полон еврейских книг) и мивца нер шабат кодеш вейом-тов (чтобы все еврейские женщины и девушки зажигали субботние и праздничные свечи).
Весной того года произошло несколько трагедий, которые жестоко ударили по евреям, особенно в Стране Израиля. В мае террористы устрили резню в Маалот. Погибло 29 человек, в большинстве своем дети. Позднее, когда в здании школы, где террористы взяли заложников, проверили мезузот, 29 из них оказалось некошерными. Ребе тогда говорил о мезузах, сравнивал их со шлемом, защищающим голову.
Сразу после праздника Шавуот должна была состояться свадьба.
Жених был в Нью-Йорке, а из Израиля должна была приехать невеста. В Нью-Йорке еще продолжался праздник, но в Израиле он закончился, и восемь пассажиров ехали в большом такси в аэропорт и водитель потерял управление. (я не уверен в деталях, что произошло после чего, если р. Гронер рассказал всё точно, но авария точно произошла 8-го Сивана) Среди пассажиров был раввин Кфар-Хабада Шнеур-Залман Горелик, невеста, другие гости и родственники. Шестеро погибли. Мы узнали об этом во время "кос шел браха" - на исходе праздника, когда Ребе распределял вино из своего стакана тысячам гостей. Секретарю Ребе, Биньомину Кляйну, сообщили об этом тогда же, но он не сразу дал знать Ребе. Только когда Ребе закончил "кос шел браха" и поднялся к себе в комнату, Биньомин Кляйн последовал за ним и рассказал о трагедии. В следующую субботу - субботу главы "Насо" - Ребе говорил о необходимости проводить мивцоим и объявил, что эти кампании надо проводить "мит а штурм" - со всепобеждающей энергией и энтузиазмом. Это означает полностью посвятить себя делу, выйти за пределы всего, что ограничивает тебя внутренне и внешне.
Один хасидский ребе пришел к Ребе Раяцу и сказал, что, мол, понятно, почему Катастрофа европейского еврейства началась в Германии: из-за того, что происходило в еврейской общине Германии! Ребе Раяц ответил: "Не надо оправдывать Всевышнего. Он нам сильно задолжал за Катастрофу".
Затем Ребе сказал: "А в главе "Тохаха" - главе, где перечиляются наказания, которые всевышний ниспошлет за нарушение завета, - говорится, что "Всевышний невероятно усилит наказания"." И, сказав это, Ребе заплакал. Он плакал и плакал, а все стояли и не знали, что делать. А Ребе продолжал рыдать, и все его тело сотрясалось от рыданий.
А затем он сказал, что мы должны действовать, и действовать с полной самоотдачей, без оглядки, когда дело касается мивцоим - кампаний по распространению еврейства. Выходить в этом за рамки всяческих ограничений. В духе "hамойно шел Роми" - "римского буйства". В конце трактата "Макот" говорится о том, как Раббан Гамлиэл, рабби Элазар бен Азария, рабби Йеошуа и рабби Акива прибыли с миссией в Италию и услышали за сто двадцать миль от Рима улышали, как там буйно веселятся толпы народа. И рабби Акива сказал - если так все хорошо у тех, кто идет против Всевышнего, тем более в конечном итоге все будет хорошо у тех, кто исполняет Его волю.
И что в наше время больше всего похоже на "римские толпы"? Нью-Йорк!
Фарбренген продолжался еще какое-то время, а затем несколько парней, учеников йешивы, собрались наверху, в зале йешивы. Каждый из них был потрясен до глубины души. Слезы Ребе совершенно выбили их из колеи. И Ребе сказал, что мивцоим надо делать в духе "римского буйства". Что это значит? Ребе не дал никаких конкретных указаний - что делать? Как делать? Очевидно, он хотел, чтобы инициатива исходила от нас самих.
Насколько я помню, там были Шолом Духман, Гопин, Берл Гуревич. Кто-то из них предложил взять в аренду крытий грузовик, установить на нем громкоговорители, поехать по Манхэттену и вещать о мивцоим и призывать евреев надевать тфилин. В субботу вечером они приготовили себе бутерброды, собрали несколько скамеек и столов в синагоге, утром арендовали грузовик и без разрешения, просто так выехали в Манхэттен на Бродвей и через микрофон стали кричать: "Евреи, подходите, надевайте тфилин!", включили музыку.
Более двухсот евреев в этот день подошли к ним и исполнили заповедь тфилин. Этот успех настолько вдохновил их, что тем же вечером они арендовали еще пять грузовиков. Обозначили их номерами 201, 202 и так далее. Я был в последнем грузовике под номером 206. Шнеур Гудман был нашим водителем.
В понедельник утром мы готовились к выезду, играла музыка. И Ребе подъехал к чтению Торы. Грузовики стояли один за другим. Ребе вышел из машины и знаком показал свое одобрение, начал вращать рукой, подбадривая нас.
А через несколько дней, проходя мимо построенных в ряд грузовиков, он сказал Кринскому, что это - "танки против ассимиляции". И на следующем фарбренгене 12 Тамуза он объяснил, в чем идея танка, в соответствии с мишной, разделами "Таарот", "Незикин" и и "Кодашим".
This entry was originally posted at
https://ykh.dreamwidth.org/145915.html. Please comment there using
OpenID.