Р. Шолом-Бер Авцон выставил историю, которую я с Б.П. перескажу ниже, под этим самым названием - "Если Ребе сказал, значит так оно и есть", - после которой ему написала женщина, попросившая сохранить её личность в тайне, и с которой у р. Авцона завязалась переписка. Выдержки из этой переписки он с её позволения опубликовал, называя её псевдонимом "Малка". С Б.П. бли недер я попробую пересказать историю Малки в дальнейших постах. Я поставил тут тэг "Малка", хотя про неё ещё ничего тут нет, потому что благодаря этой истории она вышла из подполья.
История же такова.
Ребе Раяц послал Симху Городецкого наладить обучение бухарских евреев Торе. Когда реб Симха эмигрировал в Израиль, он продолжал это дело и открыл йешиву для бухарских евреев в Израиле.
И вот одна мамаша в этой школе всё время жаловалась, что её сына наказывают за проблемы с дисциплиной и опоздания. Реб Симха попытался объяснить ей, что много раз после его прогулов и опозданий с ним говорили спокойно, не угрожали ему, подбадривали его и давали награды за недели, когда он не прогуливал и не опаздывал, пытались применить всякие методы, но в конце концов ситуация такова, что поведение мальчика и его прогулы - всё это совершенно неприемлемо, и в его же собственных интересах что-то с ним сделать, прежде чем это окончательно войдёт у него в привычку, что в будущем может сильно ударить по нему в жизни.
Мать сказала, что реб Симха пожалеет об этом.
Реб Симха ответил, что все остальные родители могут засвидетельствовать отделу образования, что к ученикам относятся хорошо, с сочувствием и заботой, и что учителя уже извертелись, чтобы как-то подстроиться под её сына, но всему есть предел. Школа, слава Б-гу, большая, и нельзя одному ученику позволить учиться по собственной программе, если это мешает общей программе.
Мамаша повторила угрозу, но вроде как ничего не случилось, и никто из местных властей на школу не наехал, и парня даже записали на следующий год.
На пол-Тишрея реб Симха всегда приезжал к Ребе. В тот год, когда он вошёл в 770, рав Кляйн, один из секретарей Ребе, позвал его к себе в кабинет и сказал, что для реб Симхи есть послание от Ребе, вытащил письмо и протянул его реб Симхе. Это была короткая записка: "Как это возможно, что у вас в школе бьют детей?!"
Реб Симха впал в ступор, а потом до него дошло, что это та мамаша решила его таким образом достать, сфабриковав историю.
Когда рав Кляйн подтвердил, что "информация" пришла из его общины, реб Симха тут же сел писать "объяснительную", все детали, что, насколько он знает, ни один учитель ни на кого никогда руку не поднимал и ничего подобного мамаша ему никогда не говорила, а предупредила, что "он ещё пожалеет". И так и сделала, зная, что ему будет ужасно плохо, если из-за него будет больно Ребе.
Вручил свою объяснительную раву Кляйну и отправился в дом, где останавливался - в двух кварталах на Президент между Кингстон и Бруклин авеню. Не дошёл. Резко повернулся и побежал в кабинет секретаря.
- Реб Биньомин, - сказал он, если вы не отдали моё письмо Ребе, я хотел бы написать что-то ещё.
- Добавить или переписать?
- Нечто совсем другое.
Видя, что рав Кляйн удивлён, реб Симха пояснил:
- Вы видели мою резкую реакцию - заявить Ребе, что это всё враньё. Но по дороге назад, я задумался: Спросил ли Ребе, что случилось? Если да, то мой ответ был правильным. Но ведь Ребе спросил: как такое могло произойти? Видимо, Ребе полагает, что это не обязательно произошло физически, но метафорически. Другими словами, наша любовь к ученику и наша преданность ему должна быть больше, чем сейчас. Может быть, наказание и заслужено, и всё равно это - как будто ребёнка ударили. Может быть могли бы достичь большего другим способом? Так что я пишу другой ответ: скажите Ребе, что я немедленно возвращаюсь в Израиль, срочно собираю всех работников, чтобы обсудить пути и способы как воплотить указание Ребе быть ещё мягче с учениками.
И р. Шолом-Бер Авцон заключает:
Вот так хосид берёт любое утверждение или указание Ребе - в духе "наасе венишма".
Малка написала ему, что тут выглядит как неуважение к Ребе, р. Авцон попытался объясниться, и история Малки была опубликована.
This entry was originally posted at
https://ykh.dreamwidth.org/123210.html. Please comment there using OpenID.