Сказано в трактате Таанисб(в мишне на 26Б и гемара на 30Б, если что), что не было в Израиле более радостных праздников, чем Йом-Кипур и 15 Ава. Йом-Кипур - потому что в него прощаются грехи. Так что Йом-Кипур - это самый радостный праздник.
Пришли как-то к Балл Шем-Тову ходоки из одной деревни, он у них спрашивает, как там у вас раввин - нормальный мужик?
Говорят - хороший дядька, только вот в Йом-Кипур ведёт молитву странно - "Ал хет.." (покаянную молитвы "За грех...", где там бьют себя в грусь, предположительно с раскаивающимся плачем за такой грех и за сякой грех) он поёт как бодрую молодецкую песню.
Баал Шем-тов заинтересовался, поехал познакомиться. Говорит - а в чём тут фишка?
Раввин отвечает:
- Когда самый захудалый слуга в королевском дворце выполняет свою обязанность по чистке нужников, если он действительно любит короля, то когда работает - поёт.
- Если таковы твои мысли, да удостоюсь я иметь удел вместе с тобой, - сказал Баал Шем-Тов.
Поэтому имеет смысл подумать о радости.
Есть у Ребе маамар, который он произнёс в годовщину свадьбы Ребе Раяца. Маамар на основе маамара Ребе Рашаба - Самах Тесамах - "Возрадуй радостью" - комментарий на предпоследнее из 7-и благословений. Я не буду весь маамар пересказывать, но пару моментов отмечу и от себя добавлю.
Ребе говорит, что надо всегда быть в радости, и приводит этому доказательство.
(от себя) Сразу хочется возразить, что ведь есть же законы траура, а раз эти законы - часть Торы, значит когда-то надо и горевать. Но на это можно возразить, как Алтер Ребе приводит в Тании историю про то, как рабби Шимон бар Йохай преподал своему сыну рабби Элозору каббалистическое объяснение разушения Храма, и р. Элозор сказал после урока: "Плач в одной часи моего сердца, а радость - в другой". Радость от учения, плач - ещё больше осознал, какая это трагедия. Так что радость и горе могут сосуществовать.
Доказательство Ребе приводит такое.
1. Служить Всевышнему надо в радости. Сказано: "Служите Г-споду в радости", и в анти-благословениях в главе Ки Таво "все эти беды на тебя свалятся за то, что не служил Г-споду в радости". Имеется в виду комментарий Аризаля, что служить-то служил, да не в радости, поэтому и беды.
(от себя) Таким образом, Ребе говорит, что служит в радости - абсолютная и непререкаемая обязанность, потому что она выражена как повелительная заповедь "Служите Г-споду в радости" и как запретительная, потому что общий принцип - не бывает наказания кроме как за нарушение запрета. И так как это и повеление и запрет, это неотменяемо. Например, запрет носить смесь льна и шерсти - шаатнез - отменяется, например, для соблюдения повелительной заповеди иметь цицис - цицис шерстяные, но если квадратная одёжка из льна - всё равно надо иметь цицис (хотя многие стараются иметь цицис именно на шерстяном талес-котоне). Но когда и повеление и запрет одновременно на что-то, то другое повеление не отменяет.
2. Служить Всевышнему надо всегда. Сказано "Да будут все твои деяния - ради Небес", и сказано "знай Его на всех путях твоих". Это два уровня служения. "Ради Небес" - это, например, когда ешь только для того, чтобы силы молиться. А "на всех путях" - это чтобы и в будни еда была как в Шабос, когда сама еда - мицва. Я не очень представляу, как это можно делать в будни, но как то, видимо, можно. Чтобы процесс еды сам по себе даже в будний день был служением.
Во всяком случае, из этих двух пунктов следует, что быть в радости надо всегда.
А дальше Ребе взрывает бомбу (по следам ребе Рашаба) (во всяком случае для меня это так выглядит).
Главное качество радости - что она ломает барьеры. Любые барьеры, как внешние, так и внутренние. И поэтому посредством радости человек может измениться в один момент полностью - "из конца в конец" как центральный засов в Святилище, который проходил насквозь "микоце ад коце" - из конца в конец. И это означает изменение как приобретённых качеств характера, которые стали второй натурой, так и действительно врождённых качеств характера.
И Ребе приводит пример, когда человек, который по натуре - жмот, во время радости (я думаю, как, например, на свадьбе дочери или сына) вдруг становится щедрейшим человеком, который с любовью и радостью всё раздаёт направо и налево, включая своих врагов, даже тех, кого по Торе должен ненавидеть, и это идёт у него из глубины сердца.
Гмар Хасимо тойво!
This entry was originally posted at
https://ykh.dreamwidth.org/102461.html. Please comment there using
OpenID.