ykh

Что такое Тора лишма или почти хасидская история на моих глазах.

Jul 04, 2018 19:06

Когда у нас с моим звёздным братом Йоси Гехтом (он, как я уже писал, старше меня всего часов на 18) выдаётся свободная минутка, я ему вешаю на уши Танию. Мы с ним дошли до 41-й главы, в которой, в частности, говорится об изучении Торы лишма.
Реб Йося, будучи сыном хабадника, погибшего в автокатастрофе вскоре после Йосиной бар-мицвы, воспитывался в карлинских йешивах, и потому он энтузиаст Даф-Йоми, но хасидус понимает плоховато. И даже такой неуч, как я, может раскрыть ему всякие идейки, которые ему, однако, с непривычки, воспринять нелегко.
Мотаясь из Буффало в Нью-Йорк и обратно, он постоянно "на рогах" от усталости. Вот и сегодня он еле лыко вязал, но сказал, мол, ты говори, а я буду на подсознательном уровне воспринимать. А потом он пойдёт поспит пару часов, прежде чем забегать по бизнесу.
И вот в Тании говорится, что еврей может ощутить легчайший привкус изучения Торы лишма, когда хотя бы раз в час подумает о том, что вот мол изучаю Тору ради неё, хотя это не обязательно истинное чувство. Но сама мысль об этом уже настраивает на более приличный лад.
И я начал пытаться объяснять, что Тора лишма - это когда никакого следа эго не присутствует. Йоси говорит: Вот, мол, я сейчашочу спать, а ведь учсь, значит я отставляуу своё я в сторону ради Торы. Ну, а я, естественно, стал объяснять, что это просто более тонкий эготизм, а не лишма, и заметил, что об3яснить это для меня трудно, потому что я сам не на таком уровне, чтобы изучать её лишма, для этого нужен конкретный битуль hайеш, и всё что могу, это указывать, что лишма - это не то и не это.
Поэтому в процессе нашей дискуссии возникали различные предположения, что это такое лишма, только чтобы быть отвергнутыми.
Помог Авремл Гурари, который привёл маамар "Векибел hайеhудим" 1951-го года, где Ребе объясняет разные уровни изучения Торы:
1) со стороны тела и природной души - потому что Тора это наивысшая и абсолютная мудрость
2) со стороны б-жественной души - потому что Тора - это способ соединиться со Всевышним (Йоси думал, что это наивысший уровень) - как сказано в Зоhаре, - трое объединены в одном узле: Всевышний, Тора и Израиль. Но тут тоже присутствует эготизм. Есть Всевышний и есть я, и я хочу с Ним объединиться, и Тора - это инструмент для объединения. Это моё эгоистическое желание наивысшей личной конфетки - соединения со Всевышним.
3) со стороны самой Торы, вот это и будет Тора лишма. Что Тора и Всевышний - это одно, и как Всевышний - не средство для достижения чего-либо, так и Тора - не средство для чего-либо, даже и для единения со Всевышним. И еврей, изучая Тору на этом уровне, делает это вообще без причин, даже не для того, чтобы соединиться со Всевышним. С полным битулем. Т.е. изучение Торы - это объективная реальност существования еврея, никакого "изучаю, потому что" нет вообще.
Йоси был потрясён. (А я ему позавидовал, потому что, понимая все эти хасидские концепции, более или (может быть скорее) менее, я не могу так эмоционально всё это прочувствовать. Йоси сказал: Всё! теперь я не смогу заснуть (Тут мне стало очень стыдно. Отнимать у челвека сон - мне просто больно от этого). И добавил, как это в хасидских историях, когда миснагеду какие-нибудь цадики указывают на примерно то же - что он-то думал, что лишма, а на самом деле - не лишма: "Так чтож я, всю жизнь Тору не так изучал??!!"
И ушёл. Надо будет его на минхе успокоить, что он не цадик, чтобы надеяться на реальную лишма.

This entry was originally posted at https://ykh.dreamwidth.org/99818.html. Please comment there using OpenID.

община, хасидское учение, ребе, тания

Previous post Next post
Up