В пятницу вечером мы были в гостях у Хольцманов. Мешулом рассказал пару историй.
Первую историю я вроде слышал или читал, и может быть даже у parvussа.
К одному польскому ребе на тиш попал то ли миснагед, то ли хосид, но если хосид, то не этого ребе. К какому ребе - Мешулом не вспомнил, предполагал, что Коцкер, но уверен не был. И это было в субботу главы Болок. Так этот ребе заявил:
- Почему глава святой Торы называется Болок, хотя Болок был совсем не образец святости? А потому что Болок - аббревиатора слов "веоhавто лереяхо комойхо" - люби ближнего как себя.
- Ээ, а как же это? - опешил хосид. - Веоhавто начинается с "вов", а Болок - с "бейс"; ламед, конечно, - ламед и тут и там, но Болок заканчивается буквой "куф", а первая буква "комойхо" - "коф"!!??
- Так в том-то и суть, - отвечает ребе. - Чтобы любить ближнего, нельзя придираться к ошибкам.
А вторую историю Мешулам рассказал, вспомнив рава Друкмана в Израиле.
В Израиле хабадники устраивают уже несколько лет подряд, как я понял, бульшую тусовку в Тель-Авиве "Мошиах на площади". И там у них, естественно, раздельное сидение мужчин и женщин. А в Израиле сейчас сильно активизировались организации, пытающиеся зажать всё религиозное и прижать религиозных и религиозную жизнь к ногтю. Что, ИМХО, как раз и показывает, что религиозная жизнь в Израиле, о которой я, естественно, знаю только по наслышке, - расцветает пышным цветом, раз вызывает такую реакцию у нечистой стороны мироздания. И вот эти организации попытались запретить тусовку, но она, Борух Ашем, прошла, как полагалось, потому что они поздно подали протест, но в следующем году, если, упаси Б-же, Мошиах ещё не будет тут, мэр Хулдай обещал запретить такую страшную дискриминацию женщин.
"Мошиах на площади", как я понимаю, организовывался во многом, если не целиком, мошихистами. Рав Друкман, который сам анти-мошихист, во время юридических схваток запретить-не запретить послал мошихистам письмо поддержки: "Мои жёлтые братья", как он к ним обратился.
Так вот рав Друкман рассказал историю, которую вроде как от других не слышали, так что она непроверена.
На седере у Ребе порядок был такой. Во главе стола оставлялось место для Ребе Раяца и рядом с креслом - маленький столик, чтобы облокачиваться на него. Слева ставили кресло для Ребе. Столика для облокачивания ему не давали. А справа ставили кресло для р.Ш.Гурари - старшего зятя - и для него ставили столик для облокачивания. Как известно, хасиды в присутствии Ребе на седере не облокачиваются. Так вот сам Ребе, хотя столика для облокачивания у него не было, облокачивался, а р.Ш.Гурари, хотя столик у него был, - не облокачивался.
И у Ребе спросили, мол, вы всегда утверждаете, что Ребе Раяц жив, и он - Шлита и т.д. А вот же облокачиваетесь. На что Ребе ответил: "Все эти возвышенные вещи, о которых я говорю - они верны, обер цу hалохо hот эс ништ" - hалоху это не меняет, (или её это не касается, кто может лучше перевести - помогите).
This entry was originally posted at
https://ykh.dreamwidth.org/98950.html. Please comment there using
OpenID.