ЗАПАД и ВОСТОК. Корпоративные культуры. Часть 1

Dec 18, 2010 19:08


Взаимозависимые отношения и отношения «на расстоянии вытянутой руки»

Открытый рынок - алтарь ортодоксальных экономистов мэйнстрима - является лишь одной из форм, в которых реализуются экономические отношения людей и организаций. Было бы столь же ошибочно умалять значение модели arm’s length relationships, как и загонять в прокрустово ложе этой модели все разнообразие реальных экономических отношений.

Обращение к альтернативным моделям особенно важно там, где дело касается отношений людей в организациях, и где рыночные модели пытались захватить неподобающее им место, сплошь и рядом приходя в конфликт с реальностью.

Два типа реакции в неудовлетворительной ситуации

Выйти или подать голос?

В случае, когда члены (участники) организации (социальной группы) испытывают неудовлетворенность отношениями в данной организации (группе), они могут реагировать на такую ситуацию двумя способами. Первый - выход (exit) из данной группы, организации или ситуации. Второй - подать голос (voice) - попытаться исправить или улучшить неудовлетворительные отношения путем доведения жалобы, недовольства или предложения по изменению положения.

Например, недовольный наемный работник может либо уволиться (выйти), либо выразить свою неудовлетворенность руководству в попытке улучшить ситуацию (подать голос). Рассерженный клиент в магазине может либо потребовать менеджера для объяснений (подать голос), либо просто отправиться в другой магазин (выйти).

Общий принцип состоит в том, что чем больше возможностей для выхода, тем меньше вероятность подачи голоса. Однако, на анализ соотношения затраты-выгоды для принятия решения, выйти или подать голос, может повлиять лояльность. Там, где присутствует лояльность к организации, выбор выхода может быть уменьшен.

При всей видимой простоте этих концепций (выход, голос и лояльность) они весьма важны для понимания экономических отношений между людьми и организациями, а также людьми в организациях. Введением этих концепций экономическая наука обязана американскому экономисту немецкого происхождения Альберту Хиршману [Albert Hirschman, Exit, Voice, and Loyalty: Responses to Decline in Firms, Organizations, and States. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1970].

Два типа отношений между покупателями и продавцами

Обезличенные отношения и взаимозависимые отношения

Стратегия выхода определяет рыночные отношения и ассоциируется с образной идеей Адама Смита о «невидимой руке», согласно которой покупатели и продавцы безгласно (не вступая в прямые контакты) принимают решения на рынке, постоянно создавая и разрушая отношения. В массовой экономической литературе для характеристики таких отношений чаще используется метафора, подчеркивающая, что покупатели и продавцы дистанцируются друг от друга: отношения «на расстоянии вытянутой руки» (arm’s length relationships).

Рынок «на расстоянии вытянутой руки» (arm’s length market) воплощает в себе идеал рынка в представлении ортодоксальных экономистов, так как на таком рынке не существует никаких ограничений для конкуренции, в результате которой устанавливается рыночная цена продукта.

Сделки на таком рынке могут совершаться через торгового посредника, например, товарную биржу. Такое возможно в случае стандартизованных массовых товаров - коммодити, торгуемых на товарных биржах. С другой стороны, и уникальные товары могут продаваться на аукционах, без вступления продавца и покупателя в непосредственный контакт. В обоих случаях имеет место ценовая конкуренция, и цена устанавливается рынком.

Наконец, при наличии большого числа продавцов и покупателей, сделки могут совершаться напрямую, но на разовой (дискретной) основе, без каких-либо взаимных обязательств сторон. Разумеется, это возможно лишь при условии взаимозаменяемости продуктов, поставляемых продавцами. Т.е. опять-таки речь идет о достаточно типовых, стандартизованных продуктах. В действительности, в такие отношения легко и охотно встраиваются торговые посредники (а также провайдеры логистических услуг), так что отношения между продавцами и покупателями снова обезличиваются, как и в примерах выше.

Во всех таких случаях, когда продавцы и покупатели либо не вступают в непосредственные отношения, либо их отношения носят дискретный характер и не принимают устойчивой формы, говорят, что отношения между продавцами и покупателями имеют чисто рыночный характер - arm’s length relationships - отношения «на расстоянии вытянутой руки». Другими словами, это обезличенные, не персонифицированные отношения, покупатель и продавец могут не знать друг друга в лицо.

Однако, в реальном мире отношения между продавцами и покупателями «на расстоянии вытянутой руки» занимают ограниченное место. Одно из ограничений состоит в том, что стандартными продуктами нельзя удовлетворить все потребности. Более того, с течением времени требования потребителей к дифференциации продуктов возрастают. Давно прошло то время, когда, согласно известной шутке Генри Форда, можно было приобрести автомобиль знаменитой марки «Ford-T» любого цвета, «при условии, что он черный». В наши дни модельный ряд компании Фольксваген (включая модификации на базе одной платформы) превышает тысячу моделей! Требования к дифференциации конечных продуктов распространяются по цепочкам поставок в форме дифференцированных спецификаций на компоненты, оставляя все меньше возможностей для дистанцирования покупателей от продавцов.

Другое уязвимое место рынков «на расстоянии вытянутой руки» состоит в том, что они не имеют никаких механизмов, кроме ценовых, которые могли бы предотвратить избыток (перепроизводство) или недостаток предложения. И, как известно из опыта, ценовые сигналы отрабатываются с большим временным лагом, что ведет к кризисам, особенно тяжелым в случае перепроизводства.

Начиная с 1980-х годов массовое распространение получила философия lean production (тощее, т.е. нерасточительное производство), которая продвигает такие технологии, как just-in-time (точно в срок) и built-to-order (изготовление под заказ). С помощью этих и других инструментов lean production, с одной стороны, стремится максимально удовлетворить разнообразные потребности конечных потребителей, с другой стороны - исключить «затоваривание» как конечными, так и промежуточными продуктами по всей цепочке. Таким образом, lean production стремится преодолеть обе проблемы, характерные для рынков «на расстоянии вытянутой руки».

Однако, чтобы достичь этой цели, необходимо координировать взаимодействие всей цепочки. На практике это означает, что фирма-покупатель должна заказать фирме-поставщику, какие продукты (согласно спецификациям), в каком количестве и в каком временном графике должны поставляться. Обезличенные отношения, таким образом, исключаются. Между фирмами-продавцами и фирмами-покупателями устанавливаются прямые отношения на основе контрактов, по меньшей мере, среднесрочных.

В цепочках производства сложных продуктов, например, автомобилей поставщик нередко изготовляет компоненты, для которых имеется только один покупатель - конкретный автозавод. На такой рынок единственного покупателя другой поставщик не придет без согласия и благословения покупателя. И даже если покупатель заинтересован (как правило) в том, чтобы иметь двух-трех поставщиков, здесь все равно не установятся рыночные отношения в полном объеме. Покупателю нужны гарантии своевременной поставки. Поставщикам нужны гарантии сбыта (на условиях соответствия требованиям). Никто не заинтересован в производстве невостребованной избыточной продукции.

В противовес отношениям на расстоянии вытянутой руки в таких случаях говорят, что между покупателями и продавцами устанавливаются взаимозависимые (relational) отношения. Взаимозависимые отношения устанавливаются в ходе переговорного процесса между двумя сторонами и, в общем, достаточно далеки от рыночных. Скорее, они ближе к отношениям между различными подразделениями вертикально интегрированной фирмы, типичной для первой половины прошлого века, когда большая часть цепочки разделения труда находилась в собственности фирмы.

Фактически, именно вертикально интегрированная фирма является абсолютным антиподом рыночной товарной цепочки, основанной на отношениях «на расстоянии вытянутой руки». В вертикально интегрированной фирме отношения взаимосвязи достигают своей предельной формы - административно-командной. Товарная цепочка, сосредоточенная «под одной крышей», полностью управляема. Однако, с другой стороны, эффективность отдельных звеньев цепочки в данном случае не измеряется рынком, что затрудняет выявление неэффективных звеньев, которые могут подорвать эффективность всей фирмы. Тем не менее, вертикально интегрированные фирмы в целом показали свою жизнеспособность, хотя не всегда оказывались достаточно эффективными для того, чтобы выдерживать конкуренцию с другими формами организации производства, более открытыми для действия рыночных сил в разных звеньях цепочки.

Ценностная цепочка, в которой звенья дистанцируются друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», представляет собой скорее модель, которая может быть полезна для получения предельных оценок в теоретических анализах, но вряд ли для этой модели существуют близкие прототипы в реальности.

Важно заметить, что рынки «на расстоянии вытянутой руки» - исключительно товарные рынки. Реализация услуг невозможна «на расстоянии вытянутой руки», поскольку она предполагает тесное взаимодействие между поставщиком и потребителем. Кроме того, услуги плохо поддаются стандартизации. Другими словами, поставщики услуг всегда находятся во взаимозависимых отношениях со своими потребителями.

Две концепции экономической эффективности

Аллокативная эффективность и X-эффективность

Ортодоксальная экономическая теория в части поведения фирм на рынках базируется на предпосылке, что менеджмент фирмы стремится максимизировать благосостояние собственников путем минимизации рисков и максимизации прибыли, для чего необходима реализация оптимальной стратегии, позволяющей одновременно максимизировать доходы и минимизировать затраты.

В предположении, что менеджеры всех фирм действительно следуют такой стратегии, и при условии совершенной конкуренции на рынке достигается такая структура распределения ресурсов, при которой общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий. При этом невозможно добиться увеличения выгод для какого-либо экономического агента без ухудшения положения других агентов. Мерой достижения такого состояния в экономике (страны) является аллокативная эффективность.

Допущение об идеальном поведении менеджеров, однако, плохо поддерживается элементарным здравым смыслом. На существенное значение данного явления для экономической теории впервые обратил внимание Харви Лейбенстайн [Harvey Leibenstein (1922-1994) - американский экономист, известный своими исследованиями в области поведения потребителей и фирм] в 1966 году. Он также подкрепил свою позицию обширным обзором документальных свидетельств (отчетов, публикаций в печати) того, что в реальной деятельности фирм есть много примеров, когда имеющиеся ресурсы: работники, оборудование и сырье оказываются недоиспользованы или используются расточительным образом [H. Leibenstein, Allocative efficiency vs. “X-efficiency”, American Economic Review, 56:392-415, 1966]. В терминологии Лейбенстайна проявления данных негативных явлений обозначаются как X-неэффективность (X-inefficiency). Соответственно, X-эффективность (X-efficiency) выступает мерой преодоления неэффективности организации работы в компании. Основным источником X-эффективности считается система стимулов для персонала.

На внутрифирменном уровне lean production является инструментом повышения X-эффективности.

Две логики поиска решений проблем

Логика выхода и логика обязательств

В июне 2005г. в Международном экономическом журнале вышла статья «Две институциональные логики: организации, ориентированные на выход versus ориентированные на обязательства» [David Ellerman, The Two Institutional Logics: Exit-Oriented versus Commitment-Oriented Institutional Designs, International Economic Journal, Vol. 19, No.2, 147-168, June 2005 ]. Автор статьи - американский ученый Дэвид Эллерман [В период с 1992 по 2003гг. - советник главного экономиста Мирового Банка, включая период, когда должность главного экономиста занимал Джозеф Стиглиц. После отставки по достижении 60-летнего возраста Эллерман - visiting scholar в Университете Калифорнии в Риверсайде], известный широким кругом научных интересов, простирающихся от экономики и бухучета до математики и компьютерных наук, а также неординарностью и глубиной его аналитических работ.

Эллерман развивает концепции выхода и голоса А.Хиршмана, как две логики принятия решений: параллельная логика выхода (logic of exit) и последовательная логика голоса или, в терминологии Эллермана, логика обязательств (logic of commitment). Две логики иллюстрируются с помощью «модели дерева». Параллельная логика предполагает поиск решения путем выбора между несколькими параллельными ветвями - возможностями. Последовательная логика есть логика приверженности выбранной ветви и поиска решения «вдоль» этой ветви.

Эллерман формулирует пять комментариев общего характера относительно двух логик:

  1. Две логики вездесущи - с ними можно столкнуться в самых разных сферах

  2. Иногда кажется, что существует осведомленность только об одной логике и убеждение, что улучшения могут быть достигнуты только путем выхода и замещения

  3. В действительности, часто желаемый результат может быть достигнут как на основе логики выхода, так и на основе логики обязательств; оба пути открыты, лучший выбор зависит от конкретных обстоятельств

  4. Часто в системе, основанной на одной из логик, существуют такие взаимозависимости, что скрещивание с другой логикой может скорее привести к нештатному функционированию или даже летальному исходу, чем к улучшению системы

  5. При том, что одна логика может быть адекватна в одном случае, а другая - в другом, существует «худший из двух миров», сочетающий фиксированные характеристики одной логики с фиксированным выбором другой.

Подчеркивая, что две логики часто могут антагонистичными и взаимоисключающими, автор отмечает, что, с другой стороны, существует широкий спектр случаев, когда две логики скорее являются взаимодополняющими, чем антагонистичными.

Previous post Next post
Up