Про икону

Jan 24, 2009 15:16

Закончила свою первую икону на дереве. Иконография для меня оказалась очень интересна. Она очень обширна, поэтому я немного расскажу вам только про образы Богородицы.



Изображений Богородицы существует очень много. В иконографии очень важно соблюдать чёткие каноны. Для каждой иконы существует свод предписаний, правил и образов, изображение лиц и событий. Так же стоит отметить, что каноны различны для восточной (православной) и западной (католической) церквей.

Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

Существует большое количество образов (ипостасей) Богородицы.
Перечислю основные:

1) тип
Ора́нта (от лат. orans - молящийся)
один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.



2) тип
Одиги́трия (греч. Οδηγητρια - Указующая Путь)
Путеводи́тельница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.



3) тип
Елеуса (греч. Ελεούσα - милующая от έλεος - сострадание, сочувствие)
Элеуса, Умиление - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке.



4) тип
Знамение
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец.



Икона которую я делала называется Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери
Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

Казанская икона Богородицы - одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

Иконы бывают не только на дереве. Также пишут на стекле и холсте.
Сложность иконы на с стекле в том, что надо писать в зеркальном отражении, начиная с мелких деталей и заканчивая крупными пятнами.

Когда пишут икону, её не сочиняют. Её копируют. Причём если при копировании живописи принято делать размер чуть больше или меньше, то иконы делают 1 к 1.
Краски: темпера или масло. Подготовка дерева занимает время. Это и подборка доски ( я делала на толстой фанере), она должна быть хорошо просушена. Затем доска грунтуется и покрывается левкасом , я левкас сама не готовила мне дали готовый и я только его послойно наносила. Покрытие грунтовкой и левкасом у меня заняло 3 недели, так как надо было наносить по 1 слою раз день. И только потом можно приступать к живописи.

Так как это моя первая подобная икона она не мега, но мне кажется что не плохо ::))

У кого на мониторе ядовитые цвета, то это не так)) В реале она умеренно яркая.



икона

Previous post Next post
Up