По А. Меню из «Библиологического словаря»:
Согласно Быт 4:26, имя Яхве употреблялось еще древнейшими предками человечества. На до-Моисеево происхождение тетраграммы указывает теофорное имя матери пророка (Иохавед, Исх 6:20).
Ссылка на Быт. 4:26 непонятна, т. к. тетраграмму можно встретить и раньше по тексту (Быт. 2:4). А имя Иохаведы, действительно, теофорное. Хотя оба замечания объясняются в рамках документарной гипотезы. В Элохисте и Жреческом кодексе имени Яхве не упоминается, его можно обнаружить только в Яхвисте.
Интересно заметить, что Авраам употребляет оба имени, как одно: Быт. 14:22: «אֶל־יְהוָה», а позднее у жертвенника (Быт. 33:20) имя Яхве опускается: אֵל אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל. В связи с чем, появляются основания подозревать, что первый пасук был отредактирован несколько позже.
Обращаясь к угаритскому корпусу, отмечается, что Эль проявляется исключительно доброжелательным, тогда как в Яхве находим также и ярость.
Суд. 5:4-5 связывает Яхве с дождём, что не свойственно Элю. Свойственно Баалу, но сопоставлять этих двух богов на мой взгляд неправомерно.
Наиболее древние упоминания Яхве, относящиеся к египетским записям, наталкивают на мысль, что имя Яхве известно от шасу мидианитян. А Эл, вероятнее всего, был ханаанским богом. Позднее они, вобрав в себя черты ещё нескольких богов, составили единую сущность.
- # А. Мень, Библиологический словарь
- # Д. Войнова, Мифологема смерти в ранней израильской религии и её параллели в западно-семитской мифологии
- J.Day, Yahweh and the gods and goddesses of Canaan, 2002
- C.Heard, When did Yahweh and El merge?, 2006
- # C.Aling, C.Billington, G.Govier, The Name Yahweh in Egyptian Hieroglyphic Texts, 2010