Несколько лет назад, когда дети бредили покемонами, я спросила у ребенка, в чем смысл этих маленьких уродцев? О чем собственно мультики? Сын ответил в лучших мальчишеских традициях: «А он ему бах, а тот ему трах и тут наши победили». Кого и зачем - неважно, естественно, наши хорошие и пушистые - не наших, злых и противных. Врагов можно было выбирать произвольно и в этом, по-моему, заключался главный смысл жутковатеньких аниме.
Увлечение покемонами вылилось в тонны наклеек, в сотни жетонов, в фантики и киндер-мутантов по всей квартире. Во дворе и в школе кипели нешуточные страсти: у кого их больше, у кого они страшнее, чья коллекция самая полная. Что еще можно делать со всем этим хламом, кроме того, что хвастаться друг перед другом я так и не поняла. Боюсь, дети тоже, и увлечение крошками-страшилками прошло также бесследно как до этого черепашками-ниндзя, а после - роботехами.
Однако не все так просто с японскими выдумками: несерьезные и совершенно бессмысленные они оказались ценны именно этими двумя качествами. Теми же, которые любят и с маниакальным упорством используют себе на благо нам в утешение любители приколоться и постебаться..
Серьезные занятия - необязательны и, более того, они бессмысленны. Единственный смысл - придумать и собрать команду собственных покемонов: побольше и поразнообразнее. И сделать это с самым многозначительным видом, но… хихикая в сторонку. Ведь весело же занимаясь бессмыслицей и вкладывать в это особый смысл.
Очевидно, главное веселье в октябре состоялось в киевской галерее «ЦЕХ» - здесь коллекцию личных покемонов демонстрировал Илья Исупов. Он провел прошлую зиму на берегах Ганга и привез оттуда впечатления, озаглавленные с помощью детского Справочника чемпиона покемонов. Злые языки, правда, поговаривают, что работы эти отнюдь не новые и что-то близнецовое уже за Исуповым водилось. Даже если это и так, что ж это только усилит градус и жизнерадостности, и концептуальности заявленных в программе
Семь штук, всего лишь семь холстов, на которых, по словам рецензента, - «Индия, которую Исупов пропустил через себя». Действительно, «нет ничего странного в том, что сам художник называет своей новый проект очень смешным», ведь нет ничего веселее, как наблюдать за поиском смысла в том, в чем его по определению нет. Бессмыслица оказывает гипнотическое воздействие на зрителей, да и на критиков. Последние, заворожены настолько, что начинают противоречить сами себе: «За последнее время Исупов серьезно изменился», «стал на диво документально убедителен» и «смысл его искусства - не фиксировать и пояснять действительность, а выйти за её пределы и зашифровать её так, чтобы зритель, понимая необязательность любого серьезного занятия, при желании мог просто посмеяться вместе с ним».
Главный вопрос, который волновал всех: если это Индия, при чем тут покемоны? И наоборот. Но посудите сами, разве не логично предположить, что, если слон может быть похож на лепешку, змею и столб, то Индия вполне может походить на японскую бойцовскую крошку.
Разумеется, что может быть убедительней, чем индийские покемоны с прозрачной двух-трехслойной символикой по всему телу: то оплетающей сердце тернием, то украшающей лоб свастикой? А что может быть документальнее Индии глазами украинского арт-иста? Это нам не рериховские медитации, приобретшие у последователей статус икон и не целлюлоидный Болливуд, утомительно приторный и столь же утомительно лживый.
И что может быть забавнее, чем узнавать Индию, пропущенную художником через себя? Индию, которая превратилась в покемона: потешного и жуткого одновременно.
Разве это не смешно?
Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь.
Махать при этом не обязательно.