О язычестве. Ответы на вопросы участников эфира в "Беседке" на радио "Комсомольская правда" 16.11.12

Nov 17, 2012 12:03

Некоторое время назад один из ведущих "Беседки" на радио КП пригласил меня осветить тему язычества в современном мире. После полутора десятка изданных колективных монографий мне было что сказать, это точно. Но 9.11.12 московские пробки воспротивились этому замыслу Анатолия Александровича, поэтому и эфир получился коротким  http://www.kp.ru/radio/program/4911/

Зато вчера радиослушатели отыгрались шквалом звонков. Когда запись нового эфира выставят, каждый сможет убедиться. Я и слова из задуманной "проповеди" :) молвить не успевал, как следовал звонок. Самым интересным и идеологическим был вопрос, озвученный непосредственно Анатолием Вассерманом, о причинах всплеска язычества по всему миру. Россия - лишь участник этого общемирового процесса языческого Ренесанса. В эфире я ответил коротко со ссылкой на Мирча Элиаде. Но, собственно, вопрос этот мы с моим неизменным соавтором Станиславом Ермаковым сами осветили в ряде книг, выдержку из одной я прилагаю ниже:

""... Всё больше людей стремится вернуться к изначальному мироощущению, зачастую не сознавая этого. Тяга к природной вере вызвана всё более сильным ощущением близящегося краха; пониманием: что-то идёт не так; предчувствием: «Мир, как мы его знали, подходит к концу»; сопротивлением обезличиванию индивидуальности, усилиям по приведению всех и каждого - человека, рода, племени, нации, человечества - к некоему общему интеллектуально-духовно-культурному знаменателю… Эти факторы, это сопротивление, чаще всего неосознаваемое, порождают всевозрастающий душевный и духовный раздрай - массовый, заметим, - со всеми его внутренними и внешними «побочными эффектами». И тут, в процессе поиска выхода из состояния индивидуального и массового раздрая, возникает вначале смутное, но постепенно крепнущее понимание: причиной происходящему - утрата корней, размывание понятий, забвение обычаев, подмена ценностей и т. д. Естественным следствием этого понимания становится обострённое, пристальное внимание к прежнему, Изначальному. Тогда-то - высверками ночных зарниц, полыханием северного сияния - вспыхивают старые, извечные вопросы: кто мы? откуда мы? и как жить нам дальше, чтобы выйти из состояния раздрая и вернуться к состоянию гармонии - естественной гармонии с самими собой, с нам подобными; наконец, с Миром во всей его целостности?..

... Большинство тех, кто прилюдно демонстрирует свою приверженность языческому мировоззрению, - горожане. Надо думать, они составляют подавляющее большинство. Жителям мегаполисов и даже небольших городов начала XXI века, даже тем, чьи деды ещё были сельскими жителями, в сущности, чужды повседневные заботы, тревоги и чаяния тех обитателей лесов, опушек, морских и речных берегов, к чьим взглядам на мир, верованиям и убеждениям они так искренне и истово стремятся вернуться. В некотором смысле это стремление совершенно оправданно, ибо как же сложно обрести душевный покой и лад в жизни, заполненной погонею за деньгами, в убогой тесноте городских квартир и в условиях постоянного чужеродного информационного давления. Но таково уж наше, как говорят, «индустриальное» и «постиндустриальное» бытие. Оно лишено священного, лишено глубинного смысла, который - и большинство думающих людей чувствуют это - наполнял само существование наших предков. Настоящий живой человек, даже сам того не сознавая, хочет иного жизненного устроения. Вне зависимости, а то и вопреки своей национальной, социальной принадлежности и своим убеждениям. Каждый или почти каждый жаждет восполнить пустоту, возникающую на месте утраченного смысла. Каждый делает это как умеет. Отсюда, в том числе, пьянство, роковое пристрастие к наркотикам (неважно, химическим или музыкально-телевизионно-компьютерным). Отсюда - озлобленность и раздражение на всё окружающее. Мы словно бы утратили часть самих себя. Очень значимую часть. Основную. Поэтому нам необходим миф, необходимы мифологические мерки, с которыми можно подходить к окружающему миру. Необходимо утраченное священное. Всё это нам даёт возвращение к старой вере, к язычеству...

Пока есть человек, а мир таков, каков он есть, подлинною силою будут обладать только те ценности, что соответствуют изначальным законам мира. Именно их необходимо извлекать из мнимого небытия и возводить на уровень признанных обществом. Поэтому мы - за осознанное созидание, за повседневное использование родовых и природных ценностей, и не только для себя самих, но для всего нашего народа и страны в целом. Путь взаимообогащения народов ценностями нематериального культурного наследия, понимаемыми не только как технологии, ремёсла или прикладное искусство, а и более широко - как представления о мире, Вселенной, взаимоотношении человека с ними (что находится в полном согласии с международными документами о нематериальном культурном наследии) - путь к решению многих проблем современного общества. Один из путей выхода из кризиса. Мы обращаемся к древнейшим пластам культуры, ибо они не столько исчезли, сколько видоизменились. Тем более важно увидеть, осознать эти изменения. Вдруг (а это почти наверное так) утрачено, выпало из осознания, нечто существенное, стержневое. Однако оно продолжает влиять на нашу повседневность - и мы оказываемся бессильны отыскать пути, которые пройдены за много веков назад. Настоящие духовные ценности не берутся из ниоткуда и не исчезают, нравится это кому-то или нет..."

С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. Ключи к исконному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления. - М.: Ганга, 2010. - 256 с., ил. - (Обычай веков). С.14-21

обычай, язычество, личное мнение

Previous post Next post
Up