4 декабря ушел из жизни Вячеслав Тихонов (1928 - 2009) -
"У НЕГО БЫЛ ОДИН НЕДОСТАТОК - ОН МЕНЯ НЕ ЛЮБИЛ...", - ПРЕТЕНЗИИ МОРДЮКОВОЙ К ТИХОНОВУ.
В отличие от подавляющего большинства прытких коллег, Тихонов никогда не снимался в параллель, окучивая одновременно два, а то и пяток проектов. И над ролью, бывало, работал годами. Эпопея Штирлица растянулась на три года, Андрея Болконского на четыре.
При этом, «Войну и мир» (где сыграл Болконского) Тихонов счел личной неудачей, профессиональным афронтом настолько сильным, что думал бросать кино, переключившись на театр и озвучку.
Слава Богу, этого не произошло.
Но что же так сильно подкосило актера?
К моменту начала съемок «Войны и мира» Тихонов испытывал определенные профессиональные трудности. Ему никак не удавалось повторить успех своих первых звездных картин «Дело было в Пенькове» и «Ч. П. - Чрезвычайное происшествие».
Что касается «Войны и мира», на все мало-мальски значимые роли в этой картине был объявлен поистине всесоюзный кастинг (
ЧТО ДЕЛАЛА НАТАША РОСТОВА, КОГДА ПЕРВЫЙ БАЛ ЗАКОНЧИЛСЯ?). Тихонов проходил пробы на роль Болконского, но получил от режиссера эпопеи Сергея Бондарчука отказ. У того были другие фавориты, - Олег Стриженов + Иннокентий Смоктуновский. Стриженов сниматься скандально отказался (
"Слушай внимательно. Я у тебя сниматься не буду". Почему Олег Стриженов рассорился с Бондарчуком), Смоктуновский же получил предложение от Козинцева сыграть в кино Гамлета (
ПОЧЕМУ СМОКТУНОВСКИЙ РАССТАЛСЯ С РЕЖИССЕРОМ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ЕГО ЗВЕЗДОЙ). Он все равно склонялся к Болконскому, но Козинцев пошел с жалобами в Кинокомитет и «загулявшего» актера задвинули в шекспировский костюм. Смоктуновский еще торговался, намекая Бондарчуку, что похерит Гамлета, но только если ему дадут Пьера Безухова. Безухова Бондарчук решил играть сам, заставив Иннокентия в мемуарах обмолвиться: «Актерский эгоизм Бондарчука победил… и, как мне кажется, «Война и мир» проиграла».
«Войну и мир» запустили в производство без исполнителя одной из центральных ролей. Лишь через месяц после начала съемок на площадке появился Тихонов. Его кандидатура была спущена сверху, когда положение (съемки без главного героя) стало отдавать абсурдом.
Бондарчук по-прежнему был против кандидатуры Тихонова. Как говорил оператор Анатолий Петрицкий: «Тихонов по своему складу не тот человек, который написан у Толстого. Князь Андрей должен быть маленький, с маленькими музыкальными руками».
Ах, эти руки Тихонова, простецкие, крупные, с толстыми пальцами, с наколкой «Слава». Увидев их, Бондарчук лишь иронично хмыкнул: «Да, с такими руками только князя играть».
А ведь они были знакомы с институтских времен. Оба снимались в «Молодой гвардии» Герасимова, особо там не блеснув. В «Тарасе Шевченко», ставшим взлетом Бондарчука, Тихонов мелькнул в эпизоде.
И вот началась совместная работа, вернее, сшибка характеров режиссера и актера. Сам Бондарчук оценивал отношения с Тихоновым как «поединок», признаваясь:
«Я был вынужден подчинить его своей воле, видению и творческим решениям. Может быть, это и нехорошо, но входит, к сожалению, в обязанности режиссуры. И здесь я встретил сопротивление. Ведь к началу работы над «Войной и миром» у Тихонова был немалый опыт актерской работы в кинематографе, может быть, даже больше сыгранных ролей, чем у меня. Ему же надо было отказаться от всего, что он сделал раньше, от повторения, культивирования в себе того, что уже было выработано. Поединок сводился к тому, что я требовал от актера перейти в совершенно новое качество».
Порой поединок требовал десятка дублей. Тихонов просто не мог понять, куда Бондарчук его гнет.
Режиссер говорил: «Но я, конечно, не рассчитал своей стратегии. Восстановил Тихонова против себя, и он, кажется, возненавидел меня».
Едва фильм вышел, критики принялись сравнивать свое видение героев классического романа с увиденным на экране. Не всем Болконский Тихонова был по нраву. Его находили слишком зрелым, холодным, рассудочным. Естественно, актер переживал. Его внутренний раздрай виден хотя бы в интервью, вынужденно данном журналу «Искусство кино». Вынужденно, поскольку высказывались почти все исполнители главных ролей «Войны и мира» и без Тихонова данная подборка выглядела бы оскопленной.
«Мне очень трудно, невероятно трудно говорить об этой моей работе - о роли в фильме «Война и мир». Я бы просто даже не хотел о ней сейчас говорить. Слишком она была для меня мучительна. Слишком вырывалась из всего, что я сделал в кино,- чтобы я сейчас, когда прошло еще так мало времени, мог осмыслить значение этой роли для меня. Положительное и отрицательное».
Тихонов, кстати, эмоционально отметил именно те моменты, из-за которых Бондарчук не хотел с ним связываться: груз прошлых ролей разудалых матросиков; необходимость строить роль другими средствами, вытаскивать то, что в тебе лежит не на поверхности.
«Я все время ощущал дистанцию между собой и героем, я все время ощущал его отдаленность от меня. Я с отчаянием чувствовал, что ни одна моя роль, ни все, что мною сделано, не дают мне ничего для этой жестокой работы».
Тихонов думал уходить из кино, что подтверждает и его дочь. Но Станислав Ростоцкий, давший Тихонову путевку в жизнь картиной «Дело было в Пенькове», уговорил его на следующую работу в «Доживем до понедельника».
Тихонов остался.
И правильно.
Куда зрителям без Штирлица?