Всяк в этой стране знает Леонида Утесова (1895 - 1982). Полагаю, в курсе, что был такой эстрадник даже нынешние школьники, благодаря раскрашенной версии «Веселых ребят».
Но лишь интересующиеся давними временами слышали о дочке Утесова Эдит (1915 - 1982), а ведь когда-то она тиражировалась на пластинках рядом с отцом, вызывая желчную зависть коллег, которым не попался такой папа.
Собственно, итог творческим потугам Эдит подвел сам Леонид, когда на похоронах дочери сказал (ляпнул): «Наконец, Дита, ты собрала полный зал».
Вот об этом и поговорим.
Семья в сборе
В молодости Утесов (при рождении Лазарь Вайсбейн) счастливо женился на актрисе, выступавшей под сценическим псевдонимом Елена Ленская (на деле звали избранницу Ента Голдин). В этом браке и родилась Эдит.
Творческие задатки у девочки проявились рано. В три года она уже сочиняла стихи (и делала это всю оставшуюся жизнь). Идеально владела английским, немецким, французским. В десять лет сыграла вместе с отцом в фильме «Чужие». Занималась в Ленинградском хореографическом училище.
Училище Эдит пришлось оставить из-за телосложения. Она оказалась настолько склонна к полноте, что никакие диеты не могли приблизить ее к балетному стандарту.
Тогда первый раз Утесов пришел на помощь дочери, обратившись к Рубену Симонову с просьбой принять Эдит на обучение в студию при театре Вахтангова. Симонов счел за благо выполнить просьбу друга (не исключено, что у него в голове уже ворочался определенный план творческих действий).
План был такой: выучить Эдит, а потом поставить спектакль под нее и папу. В качестве диплома для девушки Симонов выбрал «Мадемуазель Нитуш», где предложил Утесову сыграть Флоридора. Утесов отказался и… Всё! Эдит не попала не только в труппу Вахтанговского театра, она вообще очутилась на улице.
Тогда папа пришел на помощь второй раз, приняв дочь в свой оркестр и сразу дав ей главную женскую роль в спектакле с музыкой Исаака Дунаевского «Темное пятно».
Без малого двадцать лет Эдит Утесова солировала в ансамбле папы. Она играла в таких спектаклях как «Два корабля», «Много шуму из тишины», «Царевна Несмеяна». Ее мягкое сопрано сочеталось с хрипловатым голосом отца, отчего родились такие хиты, как «Все хорошо, прекрасная маркиза» и «Дорогие мои москвичи». Сольных песен Эдит тоже хватало.
Она была в оркестре более, чем уместна и ни с кем больше Утесов не будет работать в такой гармонии, какая возникала у него с дочкой.
Но как сам он оценивал их сотрудничество?
Видя корень проблемы.
«Я … хотел, чтобы моя дочь стала драматической актрисой. Особенно потому, что понимал: не надо детям повторять своих родителей. Люди безжалостно судят детей удачливых отцов.
Не раз я замечал, что стоило Эдит Утёсовой выступить без меня, с каким-нибудь другим ансамблем, как успех увеличивался. Наверно, придумай она себе псевдоним - творческий путь её был бы более благополучным».
Долбать семью Утесова за семейственность на государственном уровне начали не сразу. Тема эта возникла уже после войны, в период борьбы с космополитизмом. Джаз Утесова не вписывался в русские мотивы, тут и пошла критика общего творческого направления и частных поступков. В народ запустили частушки, типа:
Все мы знаем, Эдит,
твой отец - Леонид.
Но не знаем, как звать,
мы, Эдит, твою мать.
Не вполне понятно, когда именно Утесову пришло распоряжение Минкульта убрать из оркестра дочь: при Сталине (1952) или уже Хрущеве (1954). Большинство источников говорит о 1954, но уже летом 1953 в оркестре пела Капиталина Лазаренко (
"У нас сборы кончились в одну минуту». Почему кончились сборы у певицы Капы Лазаренко?).
По любому с дочкою пришлось расстаться. Видимо, наверху дали понять, - не согласитесь, распрощаетесь с оркестром вообще.
Хитроумный Утесов нарисовал дочке бизнес-план: уволиться из оркестра и создать свой. Тут-то и выяснилось, что он слишком обожествлял своего ребенка, полагая, будто Эдит самостоятельная творческая единица. Утесов даже предложил ей сменить фамилию, хотя если на чем и могла выехать сорокапятилетняя исполнительница, так только на наработанном имени.
Но даже на наработанном имени выехать у Эдит Утесовой не получилось. Возмущенные голоса поутихли, но и прежнего ажиотажа не было. Утесова подготовила программы, с которыми ездила по городам СССР, но пластинки выходить перестали, записей на радио не было. Возраст перевалил за полтинник, на эстраду взошло новое, оттепельное поколение.
А тут еще ударил семейный кризис.
Сначала скажем о семейной жизни самой Эдит. Первый брак быстро развалился, второй с кинорежиссером Альбертом Гендельштейном просуществовал до самого конца.
В конце 1930-ых Гендельштейн подавал надежды, которые обрубила постановка байопика «Лермонтов» (1943), после которой его в художественное кино больше не пускали. Он работал в жанре научно-популярного фильма.
Совместных детей у супругов не было, они воспитывали дочь и сына от первого брака мужа.
В 1968 Альберта поразила болезнь Паркинсона.
Но еще раньше, в 1962, умерла мать Эдит, жена Утесова, с которой он готовился отмечать золотую свадьбу. В отсутствие твердой женской руки возле мастодонта все больше места отвоевывала танцовщица его коллектива Антонина Ревельс (1923 - 1997). О вражде, которую питала Эдит к новой пассии отца, о подспудной войне женщин, мы поговорим в посте о Ревельс. Сейчас просто заметим, что многие считали болезнь Эдит следствием измотанных в противостоянии с Ревельс нервов.
Пишут, будто у Эдит развилась лейкемия, но родные настаивают на инсульте.
Смерти пошли в этом семейном клане косяками.
15 марта 1981 ушел Гендельштейн.
21 января 1982 - Эдит.
9 марта того же года - Утесов.
Светлая память!