25 февраля родился Михаил Кузнецов (1918-1986), актер не то чтобы забытый, а, скажем так, редко вспоминаемый.
Кузнецов был мальчишкой из обычной семьи, который как-то вдруг заболел театром. Поскольку денег не было, посещал он их своеобразно.
Являлся к началу второго действия без пальто и шапки и пер мимо билетеров, утверждая, что выходил в антракте покурить.
Казалось, путь в искусство ему заказан. Кузнецов не мог даже закончить десять классов: нужно было кормить себя и мать, а в те годы среднее образование было платным.
Паренек встал к токарному станку на шарикоподшипниковом заводе. Однако, маниакально посещал самодеятельность.
В 1935 году Кузнецов услышал, что Станиславский открывает Государственную оперно-драматическую студию. Имея приятный баритон, решил рискнуть.
Красивый широкоглазый юноша с легкостью проходит первые туры, но последний экзамен совпадает по времени с заводской сменой. За прогулы тогда не увольняли, а сажали. И Кузнецов нарочно обжег руку кислотой и был официально отправлен в медпункт, откуда побежал на экзамен.
Студия готовила оперных артистов, но у Кузнецова кроме голоса оказалась внешность, на которую обратил внимание кинематограф.
Первый всесоюзный успех Кузнецов сникал в фильме Юлия Райзмана «Машенька».
Эту мелодраму о первой юношеской любви и предательстве начали снимать весной 1941 года. Когда разразилась война, авторы приняли решение отправить героев на фронт, чем придали простой истории характер героический.
«Машенька» стала одним из любимых фильмов военных лет.
Кузнецов проснулся знаменитым.
Сначала в кино Михаилу Кузнецову мешала школа Станиславского. Он искал глубины образа, тогда как режиссеры просто эксплуатировали внешность. Это приводило к конфликтам на съемочной площадке. Один из них в будущем едва не разрушит карьеру актера. Ведь поругался он с самим Пырьевым на съемках фильма «Секретарь райкома».
Другой конфликт стал фактом киноискусства. Молодой, начинающий актер схлестнулся с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.
Эйзенштейн увидел Кузнецова на съемках «Машеньки» и сразу запомнил. Приступая к исторической эпопее «Иван Грозный» он пригласил Михаила на роль любимого царского опричника Федьки Басманова. В сценарии образ Федьки был прописан схематично. Он устоялся, только когда на площадке появился Кузнецов.
Эйзенштейн записывает в дневнике:
«Завтра я пошлю Мишу Кузнецова изучать глаза барса для роли Федьки Басманова.
Серые глаза Кузнецова для этого годятся.
Ему нужно поймать взгляд!
Взгляд барса. Тело барса. Прыжок барса. Барс, впивающийся в свою жертву».
А дальше началась нешуточная схватка двух школ. Эйзенштейн рассматривал актера сквозь призму мейерхольдовского театра, где тот - средство пластического выражения режиссерского замысла.
Вот что вспоминал партнер Кузнецова по фильму Павел Кадочников.
«Помню такой эпизод. Снимали крупный план. Эйзенштейн сказал: «Из левого нижнего угла кадра твоя голова переходит в правый верхний угол - это ты открываешь низкую сводчатую дверь и, входя, распрямляешься. Что бы нам такое придумать, чтобы тебе было полегче? Выпад делать умеешь? Вот и прекрасно! Сделаешь выпад на левую ногу, а потом переместишься на правую». Кузнецов был возмущен, будто его лично оскорбили, он почти кричал: «Человека нельзя разрезать пополам, и чтобы одна его часть жила, а другая служила каким-то подсобным механизмом! Я этого не понимаю»
Кузнецов и сам признавался:
«Я этого не люблю - когда со мной работают, я сам люблю работать, я сам люблю помучиться, я сам люблю достигнуть. А если мне покажут - это мне неинтересно».
«Эйзенштейн как бы помещал в золотую клетку. Это очень красиво, но все-таки ты находишься в клетке его воображения».
Воспоминания об Эйзенштейне Кузнецов так и назвал: «Мы спорили…»
В результате же получилась картина, все создатели которой вписали свои имена в пантеон киноискусства.
Прелестный Басманов Кузнецова в «Пляске опричников» один из самых узнаваемых эпизодов мирового кино.
Только вот незадача, «Иван Грозный» не понравился Сталину. Фильм лег на полку, что по существу убило Сергея Эйзенштейна.
А Кузнецов столкнулся с отсутствием работы. Наступил период малокартинья, да еще на «Мосфильме» набирал властные обороты личный враг актера Иван Пырьев.
Кузнецов решает перебраться на Киевскую киностудию. Было ли это решение правильным? Сначала казалось, что да. Студия, конечно, не блистала шедеврами, но вдруг выдала блокбастер «Тарас Шевченко», где Кузнецову досталась драматическая роль солдата Скобелева. За нее он получил Сталинскую премию первой степени.
И все-таки на Киевской студии Кузнецов снимался много, но малоудачно. Особняком стоит фильм Владимира Брауна «Матрос Чижик».
Браун позволил выстроить роль от начала до конца, вмешиваться в режиссерскую работу. По признанию Кузнецова это его любимый фильм, самый заветный.
«Матроса Чижика» до сих пор нет - нет да и покажут по телевизору.
Как и «Марью-искусницу» Александра Роу, где Кузнецов сыграл сказочного солдата. Именно по «Марье-искуснице» помнит Кузнецова широкий зритель.
Впервые после долгого перерыва Кузнецов снимался в Москве, на студии Горького и сразу такой успех. Казалось бы, с этим фильмом он триумфально вернулся в столицу. Но нет, здесь его никто не ждал. «Марья-искусница» стала последним безусловным шедевром Кузнецова. Дальше косяком пошли возрастные роли. Как хотите, а опять сработал «Рок-Роу».
С годами Кузнецов махнул рукой на заветы молодости, когда спорил с великими. На вопрос одного из зрителей насчет творческих планов обескураженно ответил: «Планы? Их у меня нет. В драматическом театре я не работаю. Куда меня пригласят - туда и пойду»
И вообще в результате долгой работы на Украине для Кузнецова сложилась парадоксальная ситуация.
«Когда меня предлагали выдвинуть на звание Народного СССР, завистники говорили: «За что ему давать? Кузнецов в последние годы снимался на студии «Довженко», пусть Украина его и выдвигает». А когда на Украине обсуждали мою кандидатуру на очередное звание, там завистники кричали: «Кузнецов давно живет в Москве и числится в штате «Мосфильма», пусть они и награждают его". Вот ведь, что получается!»
В трудные годы выручало вокальное образование. Кузнецов ездил с концертами по стране, с программой стихов и песен.
Из последних киноработ Кузнецова критики выделяют прошедшую вторым экраном картину Валерия Гурьянова «Тайное голосование» (1980). Зритель же, наверное, помнит его князя Прозоровского в «России молодой» (1982).
Остается добавить, что двоюродный брат Михаила Кузнецова тоже счастливо снимался в кино. Это Анатолий Кузнецов, известный всей стране красноармеец Федор Сухов.