16 мая отмечает день рождения Ольга Корбут, мировая звезда спортивной гимнастики из Советской Белоруссии.
За каждой спортсменкой уровня Корбут стоит тренер. За Ольгой стоял Ренальд Кныш (1931-2019), фигура не столько противоречивая, сколько сделанная противоречивой домыслами, слухами, прямыми обвинениями. Для меня ясно одно - Кныш был революционером в области спортивной гимнастики, но в 1980-ом его система потерпела крах, о чем мы поговорим ниже.
Пока же остановимся на взаимоотношениях Корбут и Кныша, закончившиеся тем, что ученица обвинила учителя в изнасиловании.
В группу Кныша Оля попала в 10 лет, в 1965. Под его руководством она раздвинула границы классической спортивной программы, став первой в истории гимнасткой, выполнившей сальто на бревне. На Олимпиаде в Мюнхене-72 Корбут завоевала три золотые медали, продемонстрировав «петлю Корбут». Это стало поистине мировым событием.
Кныш со своей системой воспитания чемпионов поставил на Корбут всё, признаваясь:
«Я должен был с нуля сделать такую звезду, какой еще не видел мир. Это была сверхзадача. Мне нужен был шедевр. Что-то вроде Пигмалиона и Галатеи... Галатея из многодетной, алкоголизированной семьи, вознесенная на высоты славы. Девочка-легенда...»
Пусть не покажется парадоксом закономерность: мировой успех ученицы обернулся жестким разочарованием для ее тренера. Наблюдая истерию по Корбут, Кныш признавался:
«Весь этот ажиотаж действовал мне на нервы. Я ведь знал, что она, извините, дура дурой, лентяйка. Мне так много приходилось работать с ней, вдохновлять. А тут я услышал, что у вас самородок, который придумал такие красивые элементы. О работе тренера вообще никто не говорил, не замечал ее».
Однако, успех изменил и Олино отношение к Ренальду. Она почувствовала уверенность, стремительно мутирующую в самоуверенность. И вот уже Галатея чехвостит Пигмалиона «несчастным трениришкой».
Столкновение амбиций завершилось когда Кныш отвесил воспитаннице прилюдную пощечину. Тандем развалился. Каждый двинулся без особых успехов своей дорогой.
Ольга вышла замуж за «песняра» Леонида Борткевича, родила сына, получила высшее образование и стала работать тренером.
А у Кныша все посыпалось в 1980-ом, на фоне Московской Олимпиады.
Он был вынужден из большого спорта уйти.
Некоторые ретивые перья ставят уход Кныша в зависимость от уголовного дела, которое на него завели.
Что же случилось?
Версия феминочек, заранее настроенных против Кныша, такова.
Одна из несовершеннолетних учениц тренера наглоталась таблеток нитроглицерина, оставив записку а-ля «В моей смерти прошу винить Клаву К. Ренальда Кныша». Девушка выжила, но родители добились возбуждение уголовного дела по статье «Доведение до самоубийства». Во время следствия выплыл факт сожительства Кныша с несовершеннолетней ученицей.
А как трактует эту историю Кныш?
Он говорит о совершеннолетней бывшей ученице, чья карьера в гимнастике была закончена без особых свершений. Тренер не ответил на проявление девичьих чувств и получил ответочку: попытка самоубийства, обвинение в изнасиловании, уголовное дело. По словам Кныша гинекологическая экспертиза установила девичью невинность, то есть ни о каком сожительстве речь идти не могла.
Почему я верю версии Кныша?
А потому что его не посадили.
Еще раз - суд вины не установил.
И еще раз для особо одаренных, читающих не глазами, а диаметрально противоположной частью тела - не установил.
Правда, песняр Борткевич, подпевая жене Корбут, утверждает, что дело закрыли поскольку Оля попросила об этом генерального прокурора республики.
Ее послушались.
Если уж на то пошло у Кныша до черта своих грехов, чтобы ему приписывать чужие. В частности, его система оказалась повышенно травмоопасной. Готовящаяся к Московской Олимпиаде Елена Мухина решила усовершенствовать «петлю Корбут» и результат оказался трагическим - спортсменка получила травму позвоночника и на всю жизнь оказалась прикована к инвалидному креслу. Именно это обстоятельство предопределило отлучение Кныша от большого спорта. По хорошему тренер, видимо, уходить не желал, пришлось уголовным делом припугнуть.
Фото с сайта gosfilmofond.ru
В момент высшего взлета Корбут Виктор Титов снял основанный на фактах ее жизни фильм «Чудо с косичками», в финале которого тренер в исполнении Игоря Ясуловича обращается к воспитаннице (ее играет Ирина Мазуркевич): «Дай я тебя поцелую за все сразу», а героиня отвечает: «Ну вот еще, глупости!». Никакого эротического подтекста в эпизоде, естественно, нет, он появляется только если знать как повернутся события тридцать лет спустя, когда Корбут после долгого затишья американской жизни сочинит мемуары, где поведает, что Кныш изнасиловал ее. В 1999 книга вышла в США, в России на нее и внимания не обратили. В 2017 гимнастка повторила обвинения, теперь уже в специфичной телепередаче Малахова.
Сразу бросилось в глаза, что обвиняющая путается в показаниях. Сперва она утверждала, что акт насилия произошел в Мюнхене во время Олимпиады (ага, Пигмалиону больше делать нечего было как травмировать Галатею непосредственно перед самым важным выступлением в жизни обоих). Видимо осознав абсурдность складывающейся картинки, Корбут перенесла акт насилия в другое время и место: он как бы состоялся не в Мюнхене, а в Минске, в гостинице «Юбилейная», перед отъездом на Олимпийские игры.
«...Перед олимпийским турниром он выпил коньяк и меня просто изнасиловал. Это правда. Я живу с этим, это очень тяжело. Конечно, я скрывала это, потому что было стыдно...»
Простите, а стыд-то на старости лет куда подевался? Ведь даже Борткевичу (мужу!) гимнастка не проговорилась. У Борткевича в книге сочинено, будто Кныш хотел на ученице жениться, гонял от нее поклонников, оберегая девственность для себя и это стало Олиной травмой. Акт же насилия подан так: «Однажды в Америке телохранитель Ольги, дежуривший у ее двери, даже был вынужден войти в номер, чтобы прекратить домогательства Рена».
Значит, домогательства таки пресекли?
Или Корбут скрыла от мужа - «он выпил коньяк и меня просто изнасиловал».
От мужа скрыла, а миллионам доверчивым телезрителям исповедалась?
Не усматриваю я здесь логики, хоть убей.
Как не усматриваю ее и в следующем заявлении Корбут: «Я бы не говорила, он бы продолжал насиловать».
Так вот именно тогда-то, когда вы молчали и надо было об этом говорить, орать, топать ногами. Тогда, а не в момент, когда фигуранту исполнилось 86 лет и опасения будто он продолжит насиловать лишены оснований.
"Чудо с косичками"
Конечно, тренер это не вам не папа. Методы воспитания могут быть жесткими. Обоснованные требования казаться необоснованными. Прикосновения к телу при показе упражнения слишком интимными.
И так далее.
Но насильник это человек, который насилует. А в состоявшемся насилии Кныша не смогли обвинить даже бывшие ученицы, которые, поддерживая Корбут, себе такую задачу поставили.
Одна зафиксировалась на машине Кныша, где он приставания осуществлял, другая ей вторит. Только вот незадача - бестолку осуществлял. Лез, лез да не долез. Не дошел до полноценного полового акта. С Корбут, если верить Борткевичу, ему охранник помешал, а в случае в приставании в машине даже не знаю что. В любом случае: «Он не смог со мной сделать то, что хотел».
То бишь - неподсуден.
А еще Кныш, охальник, ученицам привезенную из-за границы игрушку-коробочку показывал: «Открываешь, а оттуда выскакивает... Не хочу даже говорить», порнографические журналы заставлял рассматривать. Все эти элементы идеологического развращения перемежаются выкриками: «Такое нельзя придумать. Это очень больно».
Придумать такое как раз можно. Придумать без учета факта, что у Кныша было до черта врагов - завистников - неприятелей и один только намек на показ неприличных картинок несовершеннолетним воспитанницам грозил прервать его карьеру навечно.
Как реагировал Кныш на подобные нападки? Естественно эмоционально. Однако, с пониманием говоря: «Есть, наверное, такой закон: чем сильнее опахабишь тренера, тем выше поднимешь себя».