Существует мемуарная литература, выставляющая молодого Тургенева фатом, щеголем, вруном, поверхностным парвеню, стремящимся в аристократический салон, где его не принимают.
Почему сложилась такая репутация?
Да опять же, - из-за мамы (смотри записи по тегу
брань Тургенева).
После того, как Тургенев увлекся певицей Полиной Виардо, мама Варвара Петровна не на шутку переполошилась. Во время гастролей Полины в Москве она отправилась послушать пассию сына и вынесла вердикт: «Хорошо проклятая цыганка поет».
Поскольку действовать кнутом впрямую, стягивая с великовозрастных сынков штаны и рассекая воздух розгой, она больше не могла, то прибегла к кнуту метафорическому, снизив содержание отпрысков до минимума.
Тургенев добрый барин, привыкший хорошо одеваться и питаться очутился в положении парии. Признать худое материальное положение он не мог, отсюда постоянные влипания в двусмысленные ситуации, - то займет без приглашения ложу друзей в театре (чтобы послушать Виардо); то пообещает знакомым шикарный обед и потом не знает куда от них спрятаться. Порой ему нечем было заплатить за квартиру, а питался сей франт в трактире, где в беседе между демократическими друзьями сам ничего не заказывал, зато уминал куски дарового хлеба.
Вскоре высылка денег вообще прекратилась. Тургенев в это время пребывал за границей, бомбардируя матушку письмами. Наконец, от ее щедрот пришла тяжелая посылка. Вскрыв ее, сынок обнаружил кучу кирпичей.
Правильно заметил Павел Анненков:
«Тургенев представлял из себя какое-то подобие гордого нищего, хотя и сознававшегося в затруднительности своего положения, но никогда не показывавшего приятелям границ, до которых доходили его лишения».
Ивану Сергеевичу было неизмеримо легче, нежели его братику Николаю. Тот втайне от матери женился на безродной Анне Шварц. Сначала Варвара Петровна не могла поверить в брак, но когда дети пошли, сердечко дрогнуло, захотела видеть внуков. Внуков пронесли мимо окон, барыня на них посмотрела и осталась удовлетворена, выразив желание иметь портреты хорошеньких деток. Обнадеженный Николай нанял живописцев и вскоре Варвара Петровна портреты получила. Но ее уже переклинило в другую сторону - портреты были изорваны в клочья.
Николай не переставал умолять мать назначить содержание. Добрая Варвара Петровна просто протянула сыну свернутую в трубку бумагу с гербовой печатью: вот, дескать, моя воля. То был чистый лист бумаги.
Ну что ты будешь делать?
Все нити правления находились в руках матери, оставалось только к милости ее взывать. Иван и Николай снова настойчиво просили определить им доход. Варвара Петровна неожиданно пошла навстречу. Сыновьям бы насторожиться, но куда там. И один, и второй почему-то верили матери, пока та не выкидывала цирковой фортель.
Вот и на этот раз Варвара Петровна пожаловала сыночкам по имению. Только решение свое юридически оформлять не собиралась. То есть, в любой момент барыня могла взять милость назад. Более того, старосты дарованных имений получили приказ продать немедля весь хлеб, а деньги выслать Варваре Петровне. То есть, насчет налички у Ивана и Николая проблемы обещали быть прежними, мама намеревалась держать их в черном теле.
В завязавшейся перепалке Иван наговорил матери таких слов, что она в гневе разбила его портрет, а самого выгнала.
Кажется, то была их последняя встреча.
фото с сайта chr.aif.ru
После грандиозной ссоры Варвара Петровна сдала. Стала тише, инертней, равнодушней ко всему и вся. Мятежный дух обуяла усталость.
Тургенев жил в Петербурге, мать в Москве. 16 ноября 1850 года сын получил известие о ее смерти. Пока добирался до Первопрестольной, маму успели похоронить.
От нее остался дневник, летучие записи, выдающие натуру недюжинную. Поразила Ивана Сергеевича следующая сентенция:
«Матушка, дети мои! Простите меня! И ты, о Боже, прости меня, ибо гордыня, этот смертный грех, была всегда моим грехом».
Он же вынес из жизни и смерти матери следующий урок, зафиксированный в письме к Полине Виардо:
«Мы должны быть добры и справедливы, хотя бы для того, чтобы не умереть так, как она...»
Начало здесь:
БОГАТАЯ ЗОЛУШКА И РАЗОРЕННЫЙ ПРИНЦ: БРАК ПО РАСЧЕТУ ДЕТСТВО ПОД СВИСТ РОЗОГ ПОЧЕМУ ТУРГЕНЕВ СТАЛ ЗАПАДНИКОМ ДЕСПОТИЧНАЯ МАМА, КОТОРУЮ НЕ СЛУШАЛИСЬ СЫНОВЬЯ