Так уж сложилось, - актриса Нато Вачнадзе (1904-1953) погибла в день своего рождения, спеша на свою погибель.
Но обо всем по порядку.
Вачнадзе это фамилия по первому мужу, а так Нато принадлежала к славному княжескому роду Андроникашвили. Родилась в Варшаве. С пятнадцати лет пошла работать, ибо какие такие князья в году 1919?
Она была красивой девочкой и одну из ее фотографий вывесили в витрине фотоателье. Фото заметил администратор Госкинопрома.
Нато пригласили на одну из ролей в фильм «Разбойник Арсен (1923) и пошло-поехало. До 1930 года она снялась в 13 фильмах, играя, среди прочего Джемму в экранизации «Овода» (1928), женщину в экранизации рассказа Стефана Цвейга «Амок» (1927), цыганку Машу в «Живом трупе» (1929).
В ФИЛЬМЕ "АРСЕН" (1937)
Популярность у Нато была всесоюзная, а в Грузии ее просто на руках носили, меж тем как сама она не совсем была удовлетворена киноработой. Образ страдающей героини, который ей приходилось варьировать из фильма в фильм начал Нато раздражать. Сломать амплуа помог режиссер Николай Шенгелая, дав главную роль в фильме «Гюлли» (1927). Творческий союз перетек в семейный. Шенгелая стал вторым мужем Нато.
Карьера Вачнадзе удалась. В 1938 ей вручили орден «Знак Почета» за роль в фильме «Арсен» (1937) - своеобразный ремейк первой ее картины сделал один из любимейших режиссеров Сталина Михаил Чиаурели. В 1941 Вачнадзе получила звание народной артистки Грузинской ССР. В том же году ей дали Сталинскую премию за фильм «Золотистая долина» (1937).
С другой стороны в 1937 была репрессирована младшая сестра актрисы Кира Андроникашвили, которую угораздило выйти замуж за писателя Бориса Пильняка. Погорел Пильняк, взяли и ее.
В 1943 умер Николай Шенгелая.
А впереди Нато ждала авиакатастрофа.
14 июня 1953 года Нато возвращалась из Мурманска. Билетов на Тбилиси в кассе московского аэропорта не было. Тогда Вачнадзе поиграла лицом, оповестив кассиршу, какая она известная актриса. Тут же нашлась бронь на самолет Ил-12. К тому времени самолет бороздил небесные просторы шесть лет, налетав 3204 часа.
Рейс планировался не прямиком в Тбилиси, а с посадкой в Ростове-на-Дону. Вылетели в 05:20 из Внукова. В самолете было шесть членов экипажа и 12 пассажиров. До Ростова добрались нормально, после чего продолжили путь в Тбилиси.
На участке маршрута пошли грозы и в 10:48 Ил вынужденно посадили в краснодарском аэропорту. В 15:02 полет продолжился. Последний раз на связь экипаж самолета вышел в 16:31 с сообщением, что пройден Сухуми.
Как раз Сухуми пролетать не следовало, сделав посадку. Согласно прогнозу погоды с 16.00 до 19.00 на трассе Сухуми-Тбилиси объявлялось грозовое положение. Руководитель же полетов Сухумского аэропорта данное обстоятельство проигнорил, пропуская Ил-12 в дальнейший полет.
Обломки самолета были найдены в 15 километрах от города Зугдиди. Молния попала в самолет, экипаж пытался падение предотвратить, резко потянув штурвалы на себя. Из-за этого возникла перегрузка, оторвались обе консоли крыла, ну и все.
Никто из восемнадцати человек не выжил, включая актрису.
Виновными признали руководителей полетов Сухумского и Тбилисского аэропортов + начальника Сухумского аэропорта, которые просто обязаны были заставить Ил-12 сесть в Сухуми.
Естественно, авиакатастрофа такого масштаба не могла не породить слухов. Один из них гласил, что аварию подстроили по приказанию Берии, которому Нато отказала в любви большой и чистой. Еще семнадцать человек погибло? Не проблема. Но гроза же, гроза была! Организовали. Впрочем, о чем-то подобном я уже писал -
К КОМУ ПРИСТАВАЛ БЕРИЯ?