6 декабря отмечал день рождения Михаил Евдокимов (1957-2005), баловень судьбы, народный герой, который полез в места ему непредназначенные (политику) и погиб.
Погиб Евдокимов на посту губернатора Алтайского края, скорее всего, не из-за политики, а по водительской неосторожности, но слухи, знаете ли, ходят.
Авария произошла 7 августа 2005 года на трассе М-52 «Чуйский тракт» Бийск-Барнаул. «Мерседес» Евдокимова летел в село Полковниково, где ожидались мероприятия по случаю 70-летия космонавта Германа Титова.
На что упирали сторонники версии подстроенной аварии? Главным образом на то, что у губернатора Евдокимова не было машин сопровождения. Их 28 июля того же года лишил его начальник ГУВД Алтайского края Владимир Вальков.
Губернатор Евдокимов стал заложником двусмысленных ситуаций, вступив в конфликт с краевым советом; не сумев создать собственную эффективную команду управленцев.
Актеру Евдокимову удавалось всё: эстрадные заморочки («Морда красная»); игра в кино (трилогия Валерия Чикова «Про бизнесмена Фому», «Не валяй дурака», «Не послать ли нам гонца?»); собственная передача «С легким паром» и свой «Театр Евдокимова». Приохотившийся к мгновенному результату актер оказался не готов, что проблемы родного Алтайского края нельзя решить нахрапом, требовалась планомерная работа на долгие года. Любовь народа, который проголосовал за Евдокимова на выборах, всего за какой-нибудь год сменилась ропотом.
Спору нет, Евдокимов, как человек, получивший громадный ресурс, кому-то перешел дорогу, кому-то мешал делать бизнес в прежних объемах, кого-то не устраивал.
Наиболее развернуто версию о подстроенной аварии, сиречь, убийстве озвучил Александр Панкратов-Черный в интервью «Экспресс-газете». Оценивая место аварии, он говорил:
«Ровное поле! За шесть километров машину было видно! Как мне рассказывали потом знающие люди, одна машина Мишу на дороге ждала. Для прикрытия киллеров еще две рядом паслись. У Мишиного авто все четыре колеса в клочья порваны - «ежа» на шоссе бросили, а в правой задней резине застряла пуля от снайперской винтовки. Бордюров на дороге никаких. Летели они пятнадцать метров по воздуху, а после ударились в березу. Кстати, вот еще фактик. Минута в минуту с Мишиной трагедией, в центре Барнаула взорвали пустую легковую машину, чтобы отвлечь всю милицию. Поэтому у Миши полчаса никто не появлялся - может, и спасти удалось бы…»
Ладно, мы люди не знающие, нам бы факты.
А они таковы.
АВАРИЯ ЕВДОКИМОВА
Евдокимов ехал на «Мерседесе-500» с госномером «О 100 ОО», за рулем сидел водитель Иван Зуев. Кроме того, в салоне находились охранник Александр Устинов и жена Евдокимова.
Как сказано выше, губернатор спешил, опаздывая на мероприятие по случаю дня рождения Германа Титова.
Автомобиль обогнал «Волгу» и, не успев вернуться на свою полосу, попытался обойти слева «Тойоту Спринтер Марино», поворачивающую на перекрестке влево.
На скорости под 200 километров в час «Мерседес» задел «Тойоту», вылетел в кювет и врезался в березу.
Водитель, охранник и губернатор погибли.
ОЛЕГ ЩЕРБИНСКИЙ
За рулем «Тойоты» сидел железнодорожник Олег Щербинский.
Каким он был водителем?
Права получил в 2000 году. Праворульную «Тойоту» купил в ноябре 2004 года. До этого сменил четыре отечественных автомобиля.
И вот этого водителя стали делать козлом отпущения.
Как же, - не пропустил машину губернатора, которая благодаря проблесковому маячку имела приоритет на дороге.
Что Щербинскому будет плохо стало ясно, когда президент России сказал 27 сентября 2005 года на пресс-конференции:
«…вопросы, связанные с проблемами безопасности, все-таки существуют. Вы знаете об этой ужасной трагедии, которая произошла на Алтае с губернатором Алтайского края, который погиб. Кстати говоря, в ДТП участвовала машина с правым рулем. И водитель, он просто даже ничего не успел заметить из того, что произошло, практически ничего не видел. С правым рулем. И таких примеров, к сожалению, очень много…»
Неожиданно за Щербинского вступилась вдова Евдокимова. По СМИ разошлось ее письмо (какое-то время Евдокимова от авторства открещивалась, потом опять его признавала, так что все сложно). В письме сторонница версии «Мужа убили» констатировала:
«…настойчивое указание на «виновника ДТП» - это лишь повод скрыть истинные причины трагедии. Для меня ясно одно: Михаилу Сергеевичу была положена машина сопровождения. Ее не было. Поэтому справедливее судить чиновников, решение которых косвенно или явно стало причиной случившегося. А судить простого человека - это похоже на попытку уйти от ответственности тех, кто заинтересован, чтобы правда никогда не была обнародована»
Итак, Щербинский очутился на скамье подсудимых. Процесс, проходящий в закрытом режиме, начался 22 ноября 2005 года. На закрытом режиме, кстати, настаивала потерпевшая сторона, не желающая лишнего наплыва журналистов.
Щербинский виновным себя не признал. Губернаторский «Мерседес», нарушая правила, гнал под двести километров в час, водитель «Тойоты» просто не успел сориентироваться.
Что касаемо спецсигнала, - Евдокимов вообще не имел права на проблесковый маячок, разрешение на него было просрочено с 2002 года.
Объективно, никакой опасности на дороге Щербинский не создал. Тем не менее, его признали виновным по статье 264 часть третья - нарушение правил дорожного движения, повлекшее гибель двух и более лиц. При учете, что водитель был не судим и воспитывал несовершеннолетнего ребенка ему впаяли четыре года в колонии-поселении. Прямо в зале суда на бедолагу надели наручники.
Дело получило такой резонанс, что возмутились автомобилисты России. Сколько можно терпеть на дороге беспредел спецмаячников? С каких красот за аварию отвечает человек, который просто собирался по всем правилам повернуть, когда в него сзади врезались?
Акции протеста в пользу Щербинского прошли в 22 городах.
И 23 марта 2006 года вышестоящая инстанция приняла апелляцию стороны защиты и отменила приговор районного суда, прекратив уголовное дело.
В тот же день Щербинский вышел на свободу.
Злополучную «Тойоту» он сразу продал.
Интервью не дает.
Старается жить обычной жизнью, забыть августовские события 2005 словно страшный сон.