"ПОШЕЛ ТЫ НА ..., СТАРЫЙ РАЗВРАТНИК", - СКАЗАЛА ТАТЬЯНА ПЕЛЬТЦЕР И УШЛА ИЗ ТЕАТРА

Jun 07, 2021 19:00





6 июня родилась Татьяна Пельтцер (1904-1992).

Дочь известного актера Ивана Пельтцера прожила в искусстве жизнь долгую и трудную. До середины четвертого десятка искала свой театр.

Ей очень мешало отсутствие актерского образования. Из-за неполученной корочки высшего учебного заведения Пельтцер становилась уязвимой перед произволом администрации. Ее ничего не стоило уволить за профнепригодность, чем воспользовались, скажем, в театре Моссовета. Играла она в Нахичевани, у Корша, в Ярославле, театре миниатюр, театре Киноактера.

В 1947 Пельтцер, наконец, обрела постоянное пристанище, очутившись в театре Сатиры. Здесь она проработала тридцать лет, добилась всесоюзной славы.

А ушла с грандиозным скандалом.

Почему?





"СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ"

Интересно, что свою карьеру в Сатире Пельтцер начала с пьесы Дыховичного и Слободского «Человек с того света». Позже ее перенесет на экран Гайдай под названием «Жених с того света» ( НЕУДАЧНИК ГАЙДАЙ) и поимеет кучу неприятностей. Слава же Пельтцер нашла в роли пьющей бабы Лукерьи Похлебкиной из «Свадьбы с приданым». Этот спектакль перенесли на пленку, и актрису узнала вся страна.

Распушив крылышки, Пельтцер дала волю своему творческому методу намеренного подхлестывания перед спектаклем. Татьяна Ивановна запросто заводила склоки на повышенных тонах и откричавшись играла, как богиня.

Подобно Фаине Раневской она транслировала перед окружающими образ разбитной старухи, не чуждающейся соленых слов и рубящей правду-матку. Главреж театра Валентин Плучек ( КАК ПЛУЧЕКА УБРАЛИ ИЗ САТИРЫ) это как-то терпел. Пельтцер стала визитной карточкой труппы, выходя на сцену в спектаклях «Дом, где разбиваются сердца» (няня Гинесс), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (Фрекен Бок), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Марселина).



В 1967 в театр Сатиры пришел Марк Захаров, затеявший постановку пьесы Островского «Доходное место». Пельтцер получила роль Кукушкиной, и поначалу отнеслась к Захарову со своим фирменным милым хамством, сказав: «Что же такое у нас происходит в жизни? Как человек ничего не умеет, так он сразу лезет в режиссуру! Вы, Марк Анатольевич, лучше бы свои рассказы писали!»

Два раза она опоздала на репетицию, на третье опоздание Захаров попросил актрису выйти. Секретарь парторганизации Пельтцер написала заявление в партком, что Захаров ставит антисоветский спектакль. Остыла она лишь после того, как Фаина Раневская, посмотрев одну из репетиций, похвалила Захарова.

Скоро отношения актрисы и режиссера перешли в режим «лучше не бывает». Пельтцер играла у Захарова в спектаклях «Проснись и пой» (тетя Тони), «Мамаша Кураж и ее дети» (главная роль). Именно Пельтцер дала Захарову рекомендацию для вступления в партию. Став партийным, тот получил под свое начальство театр Ленинского Комсомола и ушел из Сатиры.



"ПРОСНИСЬ И ПОЙ!"

К тому времени у Пельтцер испортились отношения с Плучеком. Последний раз он занимал ее в своем спектакле в 1970 году. Она бы ушла за Захаровым в Ленком, но подсуетившийся Плучек, опасаясь растерять часть труппы, заручился поддержкой министра культуры Фурцевой. Та лично попросила Захарова никого из актеров Сатиры в Ленком не брать.

Но без Пельтцер Захаров тоже не мог обойтись. Он пригласил ее играть Авдотью Назарову в чеховском «Иванове». Узнав о работе на стороне ревнивый Плучек вскипел. Стоит напомнить, что его охлаждения с Марком Захаровым начались когда Марк начал репетировать фадеевский «Разгром» в театре имени Маяковского. Любую инициативу своих работников Плучек считал предательством.

А Пельтцер вместо покаяния стала намекать, что ей есть куда уйти и незачем торчать в театре, где не дают играть ничего нового.

Плучек пошел на компромисс, дав Пельтцер роль Хлестовой в постановке «Горе от ума».

Премьера была назначена на 18 января 1977 года, но во время генеральной репетиции Пельтцер ушла из спектакля в частности и театра вообще.

Что же произошло?



ЖЕНИТЬБА ФИГАРО". фото с сайта m.gazeta.ru

По версии Татьяны Егоровой, изложенной в книге «Андрей Миронов и я», Плучек потребовал от Пельтцер в сцене бала у Фамусова станцевать. Актриса плохо себя чувствовала и отказала. Плучек давил и Татьяна Ивановна послала его: «Пошел ты на ..., старый развратник!»

Более подробно рассказывает о происшедшем Ольга Аросева.

«Шла последняя перед премьерой репетиция. Не занятая в нем, я слушала в своей гримуборной сцены бала у Фамусова. Вдруг в плавное и слитное течение грибоедовского текста ворвался раздраженный вопрос Пельтцер: «Куда мне идти?» Плучек недовольным голосом, потому что прервалась репетиция, ответил, что идти она может куда захочет.

Она еще более раздраженно, вызывающе даже спрашивает: «А куда мне сесть?»

Он, взорвавшись, отвечает: «Ну, конечно, вы должны быть в центре, а остальные - вокруг… Между прочим, здесь еще и Чацкий, и Софья есть! Вы, конечно, не заметили?»

Что тут началось! Следовал текст не по Грибоедову, который я повторить не решаюсь. Кричит она. Кричит он. Оба словно обезумели. Понимаю, что сейчас Татьяна репетицию бросит и со сцены уйдет. Бегу вниз, в вестибюль, чтобы ее встретить. Схватила с вешалки свое и ее пальто. Жду. Она спускается. Тоже бегом. Я пытаюсь ее одеть, увести из театра. А она, еще докрикивая, вдруг поворачивает обратно, рвется из моих рук - договорить Плучеку то, что она не успела»



"ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА" фото с сайта eg.ru

Напрасно Аросева считала уход Пельтцер к Захарову ошибкой, говоря: «Захаров Татьяну Ивановну любил, называл «нашей бабушкой», но интересной работы, по масштабу выдающейся актрисы, не давал. У него она стала совсем другая: чего-то боялась, непривычно робела…»

Надо ведь учитывать, что перешла Пельтцер к Захарову в 73 года, и последующие события расцвета ей не прибавили. Надвигалась деменция, мания преследования, сумасшествие, одинокая, несмотря на массу поклонников старость.

Но на сцену Татьяна Ивановна выходила до последнего.

Вечная память! 

битва титанов, театр

Previous post Next post
Up