ВОРЫ ПЕРЕКОВАВШИЕСЯ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ + АКТРИСЫ, ПРОШЕДШИЕ ТЮРЬМУ, В РОЛЯХ ПРЕСТУПНОГО ЭЛЕМЕНТА

Feb 05, 2021 19:00





Жалею, что пересматривая в свое время тетралогию Вениамина Дормана о Резиденте, поленился делать записи по поводу образов врагов явленных там.

Что касаемо детектива «Ночной патруль» (1957; режиссер Владимир Сухобоков; в 1957 стал лидером проката, собрав 36,42 миллиона зрителей), это произведение симпатичное, но более простецкое.

А вот образы врагов Советской власти там просто классические.

Знакомимся:



ГЛАВАРЬ - КАЗИМИР АНТОНОВИЧ НЕЖУК, ОН ЖЕ «БАРОН» (ГРИГОРИЙ КИРИЛЛОВ)



Некогда Казимир Антонович был вором, но задумался о мирной жизни. К моменту начала фильма он работает по торговой части «вот уже восемь лет» и «со старым завязал навсегда». На самом деле, Барону повезло переквалифицироваться из ворюг в торгаши, и теперь он представляет интерес не для МУРа, а ОБХСС.

Занимая пост директора оптовой базы суконных тканей, Нежук спекулирует крупными партиями, пока у его принципиального бухгалтера не сходится баланс. Бухгалтера убивают, папку с его расчетами сжигают.

Казимир Антонович беспринципный, внешне к себе располагающий, артистичный враг, который может подставить подельника и свалить вину на другого. Особенно неприятна в Нежуке его двуличность.



ЖЕНА НЕЖУКА МАРФА (ЗОЯ ФЕДОРОВА)

По словам Нежука путь в новую жизнь он решился держать с женой Марфой (также уголовницей): «Вот как Марфуша свой срок отбыла, я к ней заявился.  Сошлись, решили по честному зажить».

Марфа в курсе темных дел Нежука, но в рамках фильма остается перед законом чиста. Нежук попросту не доверяет своей спутнице, поскольку она «Дура! Сорок лет прожила на одной статье Уголовного кодекса, грабежи да кражи. Темнота!» Впрочем, жена также называет Нежука «Подлецом!», и, тяжело напившись, поет «Загубили, гады, загубили», а потом сдирает со стола скатерть с посудой.

Играет бывшую уголовницу Марфу вышедшая из тюрьмы за два года до съемок Зоя Федорова.

ЛЮБОВНИЦА ГЛАВАРЯ - РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА РАИСА (ТАТЬЯНА ОКУНЕВСКАЯ)



ГЕРОИНЯ ТАТЬЯНЫ ОКУНЕВСКОЙ СОБЛАЗНЯЕТ СОТРУДНИКА ОБХСС (ЮРИЙ КИРЕЕВ)

Противостоит ставшей на путь исправления простенькой Марфе певичка из ресторана Раиса в исполнении также прошедшей тюрьму Татьяны Окуневской. Раиса помогает Нежуку в его махинациях, но лучше бы она этого не делала. Именно Раиса является источником свалившихся на банду проблем. Из-за ее прокола бухгалтеру становится явен несошедшийся баланс. А еще Раиса втягивает сына бухгалтера в аферу с перевозом излишек драпа.

Раиса охмуряет сотрудника ОБХСС, называя Нежука своим дядей, являясь на самом деле его любовницей. Она вся такая кокетливая, холеная, но видно, что время ее ушло. Если хотите посмотреть, как женщина сорока с лишним лет изображает девочку, - вам сюда.

МОКРУШНИК - ШОФЕР БУГРОВ (СТЕПАН БУБНОВ)



В большинстве детективов на экономическую тематику главарям не годно марать руки убийствами. Для этого у умников всегда найдутся люди простонародного склада. У Нежука это шофер Бугров. Несимпатичный громила убьет проницательного бухгалтера, подставив под подозрение его сына, с которым работает на одной автобазе. Попутно еще и постового милиционера грохнет.

Бубнов сыграл существо хитрое, опасливое, решительное, без единой симпатичной черточки.

ВСЕХ СДАВШИЙ - ДИРЕКТОР МАГАЗИНА «ТКАНИ» (СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ)



Выбор на роль директора магазина «Ткани» Сергея Филиппова уже говорит об этом персонаже если не все, то многое. Филиппов неизбежно вносит комический элемент. Директор, конечно, трусоват, любит заложить за воротник. По большому счету, его надо было убивать вместе с бухгалтером сразу после исповеди: «Я лично не живу. Я, дорогой директор, прозябаю. В страхе и унынии. Дома, из-за проклятых соседей, готовим два обеда. Один из расчёта получаемой зарплаты на виду. А настоящий обед - на керосинке, в комнате, при закрытых дверях!»

Естественно, директор магазина всех заложит, придя на допрос с готовой тетрадкой показаний, которую назовет «тезисы моего чистосердечного признания».



ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ - ШОФЕР, ЧУТЬ БЫЛО НЕ ОБВИНЕННЫЙ В УБИЙСТВЕ ОТЦА-БУХГАЛТЕРА (ТОТ РЯДОМ, ЕГО ИГРАЕТ ЕВГЕНИЙ ГУРОВ)

Кроме основных фигурантов «Ночной патруль» показывает «примыкающих», втянутых в преступления. Среди них нет мажорной молодежи, «стиляг», дворовых хулиганов. Наличествует шофер Алексей Никифоров (Владимир Андреев), которого подставили под перевоз партии левака (привет «Делу Румянцева»). Сам шофер социально замаран лишь тем, что любит пить по ресторанам водку.

Есть еще работник ОБХСС Соболев (Юрий Киреев). Он отстаивает ложную версию следствия, желаю осудить невиновных. Позже выясняются его шуры-муры с Раисой и в ужасе Соболев раскаивается.

Бывший вор Дмитрий Крылов (Евгений Буренков), подельник Казимира Нежука и Огонька, - вот кто перековался. Работает каменщиком и уговаривает Огонька явится с повинной к генералу милиции (Лев Свердлин).

Огонек послушается.

ВОР-РЕЦИДИВИСТ - ПАВЕЛ ОБРУЧЕВ ПО КЛИЧКЕ «ОГОНЕК» (МАРК БЕРНЕС)



Самый интересный образ «Ночного патруля», особенно если учитывать предыдущую кинороль Бернеса - плакатного подполковника милиции в детективе «Дело 306».

Образ рецидивиста Огонька появился на оттепельной волне возвращенцев из тюрем, которые сталкивались с проблемами доверия в обществе. Огонек даже не из тюрьмы вернулся на Родину, а из невольной эмиграции. Вот что рассказывает он о своей жизни Нежуку, который во время оно подставил его под срок:

«Война, плен, лагерь для перемещенных лиц, под конец на урановые рудники завербовался. …Пошел матросом…, два с половиной года по морям болтался. На прощание колупнул пароходный сейф, взял десять тысяч дяди Сэма, деньги пароходной компании»

С этими деньгами, сбежавший с парохода, зашедшего в Советский порт, Огонек распрощается. Доллары у него приватизирует Нежук. Больше украденные деньги никто Огоньку в вину не поставит: у капиталистов воровать можно. Впрочем, обнаруженная при обыске валюта сыграет против Нежука.

В городе, где его никто не ждет, Огонек мечется, выражая свои тревожные размышления «Песней о Родине» на слова Ошанина. Сперва для этого героя была предназначена песня «Я в весеннем лесу пил березовый сок…» на стихи Аграновича, но ее забраковал худсовет. Жаль, был бы в активе Бернеса еще один хит. А так «Я в весеннем лесу…» спел Михаил Ножкин в «Ошибке Резидента».

А к тетралогии «Резидент» я еще вернусь.

кино, враги СССР в кино

Previous post Next post
Up