5 апреля родился Василий Ордынский (1923-1985), режиссер, которого, казалось, поглотила перестроечная Лета, самонадеянно отменившая кино, которое он снимал.
Ордынский, однако, заставил говорить о себе вновь.
Особенно в последнее время.
На фронт Василий ушел восемнадцатилетним. Был командиром огневого взвода. Получил тяжелое ранение. Демобилизоваться удалось только в 1948 году.
В режиссуру Ордынский счастливо ворвался на оттепельной волне. Уже первая его самостоятельная работа короткометражная комедия «Секрет красоты» (1955) полюбилась зрителю знакомыми типажами. Тамара Носова сыграла ленивую практикантку-парикмахершу, усаживающую под свои ножницы гордящегося коком приятеля-стилягу в исполнении Олега Анофриева. В этой непритязательной комедии не было ничего лишнего и жаль, что Ордынский в комедийном жанре больше не работал. Однако, «Секретом красоты» режиссер открыл первый этап своего творчества, для которого характерна молодежная драма с не засвеченными (на тот момент) актерскими лицами.
ТАМАРА НОСОВА И ОЛЕГ АНОФРИЕВ В ФИЛЬМЕ "СЕКРЕТ КРАСОТЫ"
Следующая картина Ордынского на уровне создания раздиралась интригами. К сожалению, виноват в этом был сам режиссер.
Здесь подробнее, ибо интерес к Ордынскому спустя без малого 35 лет после его ухода подпитывается не так давно раскрывшейся тайной: режиссер был первым официальным мужем Людмилы Гурченко. При жизни Людмила Марковна этот брак тщательно скрывала.
Затевая съемки мелодрамы «Человек родился» о девушке, которая оказалась брошенной обрюхатившим ее маменькиным сынком, но нашла силы родить и даже обрести счастье, Ордынский взял на главную роль жену. На худсовете начальник «Мосфильма» Пырьев Гурченко забраковал. На возражения Ордынского последовал аргумент: «А жен вообще снимать нельзя!»
В итоге играла Ольга Бган и это оказалась единственная стоящая работа очень хорошей артистки. Триумф ей подпортили не дав озвучить роль. Озвучила… Гурченко.
ОЛЬГА БГАН В ФИЛЬМЕ "ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ"
Сочтя, что муж не слишком защищал ее на худсовете, Людмила сделала вывод, что ролей от Василия не дождется. Последовал развод.
Гурченко просчиталась, ибо в фильме Ордынского «Сверстницы» (1959) о трех девушках, вступающих по разному в жизнь, роль бы ей нашлась. Три героини в фильме: отчисленная с актерского факультета (Маргарита Кошелева); очередная забеременевшая от ловеласа (Лидия Федосеева еще не Шукшина); гуляющая девица, дрейфующая в сторону заводской проходной (Людмила Крылова). А еще были ужас какие прелестные хулиганы (Кирилл Столяров и Владимир Корецкий).
"СВЕРСТНИЦЫ"
Следующий фильм Ордынского вроде отвечал наметившейся тенденции. Опять проблемы юности и много талантливой молодежи в кадре. Но проблематика в «Тучах над Борском» (1960) была специфичнее. Фильм рассказывал, как молодые люди подпадают под влияние религиозных сект.
Хрущев, последовательно гадя на все, что возводил Сталин, обрушился на церковный институт. В качестве пропагандисткой компании вышел целый ряд картин, из которых «Тучи на Борском» самая лучшая. Там достаточно крепкий сценарий и непосредственные Инна Гулая, Роман Хомятов, Никита Михалков, Инна Чурикова, Владимир Ивашов.
ИННА ГУЛАЯ В "ТУЧАХ НАД БОРСКОМ"
После «Туч…» Ордынский оставил молодежную драму, показав себя эклектиком. Бывший фронтовик решил рассказать о войне и сделал художественный фильм об обороне Москвы «У твоего порога» (1962) и документальный на ту же тему «Если дорог тебе твой дом…» (1967). Срежиссировал производственную драму по бестселлеру Георгия Владимова «Большая руда». Экранизировал на телевидении повесть Тургенева «Первая любовь».
СМОКТУНОВСКИЙ И ПЕЧЕРНИКОВА В "ПЕРВОЙ ЛЮБВИ"
В 1970-ом начался третий период творчества Ордынского, в ходе которого он стал поистине государственным режиссером. Сначала ему поручили создание социально значимого проекта, двухсерийки «Красная площадь». А потом Ордынский на семь лет выпал из обоймы, снимая к 60-летию Октябрьской революции 13 серий «Хождения по мукам». Недавно вышла новая сериальная версия этого романа. Ее частенько сравнивают со старой, вспоминая добрым словом Ордынского.
С точки зрения успеха у зрителя «Хождения по мукам» стали визитной карточкой Ордынского, хотя я больше люблю его первые работы.
Но хорошо, что его снова вспомнили…