25 февраля умер Теннесси Уильямс (1911-1983), один из столпов театральной драматургии.
Уильямс, человек, крайне в себе неуверенный, боящийся потерять так трудно обретенный успех, прижился в Голливуде. Новые его пьесы 1950-ых годов немедленно переносились с театральной сцены на киноэкран.
Вот об этих экранизациях и поговорим.
Правда, часть рецензий была в моем старом ЖЖ, откуда я не могу их сейчас даже найти-выцарапать, настолько бесформен тот блог. Просто если кто наткнется, - помните: это не плагиат, а старый я.
Первая пьеса, с которой начался бум драматурга Уильямса «Стеклянный зверинец» была экранизирована в 1950 году Ирвингом Рэппером с участием бывшей жены Рональда Рейгана Джейн Уаймен, Артура Кеннеди и Кирка Дугласа.
К сожалению, ничего сказать о ней не могу, благо не видел.
В следующем году вышел классический «Трамвай «Желание».
«ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ» (шедевр)
(1951; «Уорнер»; реж.: Элиа Казан;
в гл. р.: Вивьен Ли; Марлон Брандо; Ким Хантер; Карл Молден)
Обычно я стараюсь не рецензировать экранизации классических пьес, поскольку редкие из них имеют к кино прямое отношение. Этот фильм приятное исключение. Тандем Ли- Брандо заслуживает высших похвал, разыграв историю про реальность, что давит поэтические души. Изначально я был на стороне Стенли Ковальского, поскольку если в мою квартиру влезет особа типа Бланш Дюбуа, я сойду с ума. Её болезненная восприимчивость, манеры избалованной виконтессы и проглядывающая неприятная практичность раздражают. Но к финалу дела меняются, - Ли превращается в хрупкий цветок, приобретающий отрицательные черты под воздействием суровых ветров послевоенной Америки. И грубый, земной Стенли Ковальский этот цветок растаптывает. Ещё одна нежная душа уходит в сумрачные палаты, где Наполеон ведет безрезультатные беседы с Иваном Грозным.
Теннесси Уильямсу удалось создать прекрасную пьесу, где реалистичные персонажи вырастают до уровня символов.
А Элиа Казану удалось её перенести на экран без потерь.
В 1951 фильм взял четыре «Оскара» - Ли, Хантер, Молден и художники ушли с церемонии, держа статуэтки.
В 1955 увидела свет «Татуированная роза».
«ТАТУИРОВАННАЯ РОЗА» (средненько)
(1955; «Парамаунт»; реж: Делберт Манн; в гл. р: Анна Маньяни; Берт Ланкастер)
После смерти мужа Серафина (Анна Маньяни) все больше замыкается в себе, пока в ее жизни не появляется странный водитель грузовика (Берт Ланкасетер).
В принципе, еще один рассказ великого американского драматурга о неприкаянности в обществе людей, из общества выламывающихся.
Великолепная игра Маньяни и Ланкастера, тем не менее, не заставляет полюбить героев. К ним относишься с недоверием как к типчикам, решившим повалять ваньку. Кроме того, следует иметь в виду: это театр, причем, дословный. Режиссура у крепкого режиссера Делберта Манна в данном случае отсутствует.
В 1956 вышла «Куколка» Элиа Казана.
«КУКОЛКА» (шедевр)
(1956; «Колумбия»; реж.: Элиа Казан;
в гл. р.: Карл Молден; Кэрол Бейкер; Эли Уоллах)
Элиа Казан снял фильм о стареющем, лысоватом хозяине плантации по обработке хлопка, который берет в жены семнадцатилетнюю «куколку», обещая, что не «познает» ее, пока ей не исполнится восемнадцать. Когда же ей исполняется восемнадцать…
Картина так полна эротическим томлением, что вызвала гнев ряда цензурных институтов и была запрещена к прокату в нескольких штатах.
На самом деле это классный рассказ о человеческой деградации; о желании любви, как последней привязки к жизни; о стервозности, как способе выжить.
Великолепна игра актерского трио - Молден - Бейкер - Уоллах. Сочетание Казана и Тенесси Уильямса («Куколка» плод двух одноактных пьес автора «Трамвая «Желания») вторично родило шедевр.
В 1958 вышла «Кошка на раскаленной крыше». Сам Уильямс этой экранизацией был недоволен.
«КОШКА НА РАСКАЛЕННОЙ КРЫШЕ» (можно посмотреть)
(1959; «МГМ»; реж.: Ричард Брукс;
в гл. р.: Пол Ньюмен; Элизабет Тейлор; Берл Айвз)
Что может быть завлекательнее Элизабет Тейлор, за которой тянется ряд двусмысленных скандалов, в роли кошечки Мэгги, озабоченной грядущей бедностью и сексуальными проблемами с мужем, который стремительно превращается в алкоголика, не в силах проявить скрытый гомосексуализм?
Успокойтесь, фильм опять славен не Тейлор. Несмотря на восхищение мужеством актрисы, - во время съемок Тейлор потеряла мужа, - следует признать: Тейлор повторила тиражированный образ.
Брукс сделал упор не на кошечку. Достоинство его картины заключается в умном, ненатужном перенесении пьесы Уильямса на экран. Первоисточник сокращен в пользу кинематографичности. Основное внимание уделяется мужскому дуэту - отцу и сыну. Пьеса от этого не потеряла. Мысль о разъедающей душу лжи блестяще донесена Айвзом и Ньюменом.
Но, конечно, много портит розовый финал с весело скачущим оплодотворять жену главным героем. Стоящий на пороге смерти папаша провожает его радостными кличами. Представьте себе Стенли Ковальского, умоляющего в финале экранизации «Трамвая «Желания» Бланш о прощении и выгоняющий готовых ее госпитализировать докторов. После чего Митч тоже попросит у Бланш прощения и поведет её к алтарю. Приблизительно такую операцию проделал Брукс с пьесой, где грозные тучи сгущались к финалу и, не имели иного выхода, кроме грозы.
Завершил 1950-ые Уильямс экранизацией «Внезапно, прошлым летом».
«ВНЕЗАПНО, ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ» (можно посмотреть)
(1959; «Колумбия»; реж.: Джозеф Манкевич;
в гл. р.: Кэтрин Хэпберн; Монтгомери Клифт; Элизабет Тейлор)
Фильм по одноактной пьесе Теннеси Уильямса. Пристрастие к этому драматургу вообще заметно у Элизабет Тейлор («Кошка на раскаленной крыше», «Сладкоголосая птица юности»)
По сюжету две женщины оказываются под давлением личности мужчины, который уже умер. Старшая из них была его матерью, младшая - кузиной. Страшные тайны психологии предстоит открыть хирургу, который по требованиию матери должен сделать кузине лоботомию.
Фильм, конечно, напоминает спектакль и порой кажется, что если закрыть глаза ничего не изменится в восприятии, поскольку все решается длиннющими монологами. Но постепенно появляется интерес - что же там произошло «Внезапно, прошлым летом». Как умер инфантильный юноша - поэт?
Игра актерского трио потрясающа. Ближе к финалу все будут решать уже не только монологи, но и лица.
Но буквально последние кадры соединенных рук Клифта и Тейлор портят впечатление от фильма. Опять вместо катарсиса Уильямса нам подсовывают примиряющую действительность.
Таковы экранизации Теннесси Уильямса, сделанные в 1950-ые годы.