Я думал, что фильмы по произведениям русской классики редко становились лидерами кинопроката, так надоедали Пушкин с Толстым на школьной скамье.
Оказалось, - ничего подобного.
И вот возникла мысль провести своеобразное соревнование между классиками, посмотрев, кто из них больше собрал у экрана зрителей.
При этом учитывались только кинокартины, вошедшие в тысячу самых кассовых фильмов СССР. Иначе составить этот рейтинг просто невозможно, данные проката по ряду фильмов отсутствуют.
Потому в список с трудом пролез, скажем, Гоголь. Даже сказка Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» лидером проката не стала и не учитывалась.
Подозреваю, лидером вполне мог стать обильно экранизируемый Чехов, будь доступны данные проката всех его нетленок.
Есть справедливость в данном рейтинге: мы считаем не количество экранизаций, а зрителей, голосующих за них рублем.
Рассматривается только русская, а не советская классика. Потому, Куприн в списке, а зачинатель пролетарской литературы Горький и «красный граф» Алексей Толстой не в списке.
Фильмы учитываются только советские, не надо мне совать в глаза «А где «Петербургские тайны?»
Первого места в рейтинге нет, я оставил его для ваших вариантов, о чем ниже.
Итак, с конца поехали!
10 МЕСТО
ВЛАДИМИР КОРОЛЕНКО, МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ, ДМИТРИЙ МАМИН-СИБИРЯК
Замыкают список авторы, у которых по одному кинохиту, не достигшему отметки в 25 миллионов зрителей.
Владимир Короленко, возможно, хороший писатель, но в детстве его рассказы «Дети подземелья» и «Слепой музыкант» произвели на меня удручающее впечатление. Не мог я без тоски читать об ужасах жизни. Литература все же должна приносить удовольствие.
Тем удивительнее узнать, что экранизация Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант» (1960) собрала 21,9 миллионов зрителей. Наверное, привлекал тандем отца и сына Ливановых.
Лермонтов вошел в список экранизацией «Княжна Мери» предпринятой Исидором Анненским в 1955 году. 22,1 миллиона зрителей. «Княжна Мери», может быть, самое зрелищное произведение Лермонтова: кавказская экзотика, страдающий негодяй, разбитые женские сердца да еще дуэль в придачу.
Мамин-Сибиряк… Этот крепкий профессионал никогда не числился в первых рядах классиков, но всегда издавался обильно. Фильм по роману «Приваловские миллионы» (1972; режиссер Ярополк Лапшин) собрал 23,3 миллиона зрителей. Рассказ о попытке отнять у честного человека прибыльный бизнес, актуален в наше время. Зритель же 1972 года шел на сибирскую да купеческую экзотику.
9 МЕСТО
ВАСИЛИЙ ЖУКОВСКИЙ И НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ
На девятом месте авторы, у которых по одному хиту, собравшему более 30 миллионов зрителей.
Жуковский очутился в списке благодаря сказке Роу «Варвара-краса, длинная коса» (1969), которая - вот сюрприз! - снята по произведению побежденного Пушкиным учителя «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». 32, 9 миллиона зрителей.
А Гоголь в списке благодаря вечному сопернику Роу Александру Птушко. Птушко довел до ума фильм Константина Ершова и Геннадия Кропачева «Вий» (1967). 32, 4 миллиона зрителей пощекотало себе нервишки просмотром этого «ужастика».
8 МЕСТО
КОНСТАНТИН СТАНЮКОВИЧ - 55,2 МИЛЛИОНА ЗРИТЕЛЕЙ
Станюкович в список прокрался неожиданно, я о нем даже не думал. Однако, этого мариниста очень любил режиссер Владимир Браун и талантливо перенес любовь на экран. «Максимка» (1952) о чернокожем юнге русского флота (32,9 миллионов) и «Матрос Чижик» (1955) о бывалом матросе, ставшем нянькой у барчука (22,3 миллиона) вкупе собрали 55,2 миллиона зрителей, которым понравились сентиментальные истории о том, как взрослые защищают детей.
7 МЕСТО
АНТОН ЧЕХОВ - 81,2 МИЛЛИОНА ЗРИТЕЛЕЙ
У одного из самых экранизируемых писателей три кинохита: картина Исидора Анненского «Анна на шее» (1954), фильм Эмиля Лотяну по «Драме на охоте» «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) и мелодрама Абрама Роома «Цветы запоздалые» (1970). 31,9, 26 и 23,3 миллиона зрителей соответственно дали итог - 81,2.
Чтобы там не рассуждали про плохую жизнь в царской России, но зритель в случае «Анны на шее» валил посмотреть на жизнь шикарную людей красивых. Ларионова, Вертинский, Жаров, бальный блеск!
«Мой ласковый и нежный зверь» представляет собой жгучую смесь мелодраматических страстей и детективной интриги.
«Цветы запоздалые» я не видел. Для самого загадка, - почему зритель картину заценил.
Чехов не включал «Драму на охоте» и «Цветы запоздалые» в собрания своих сочинений. Но успех снискали они, а не «Дама с собачкой».
6 МЕСТО
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ - 82, 9 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ
Достоевский попал в список благодаря красочно-эмоциональным экранизациям Ивана Пырьева «Идиот» (1958) и «Братья Карамазовы» (1968). У «Идиота» набралось 30,9 миллионов поклонников, у «Братьев Карамазовых» 29,3.
Третью серию «Братьев Карамазовых» делали вместо скончавшегося Пырьева Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Она вышла отдельно, завлекая в кинотеатры 22,7 миллионов любопытных. Итого страстям через край Достоевского удалось собрать 82,9 миллионов.
Показательно, что знакомый всем со школьной скамьи роман «Преступление и наказание», будучи перенесенным на экран, кассы не сделал.
5 МЕСТО
АЛЕКСАНДР КУПРИН - 86,3 МИЛЛИОНА ЗРИТЕЛЕЙ
Куприн выбился в лидеры из-за двух экранизаций повести «Олеся», где опять-таки рвались страсти и рассказа о вечной любви «Гранатовый браслет» (1964). Особенно сильный успех выпал на французскую экранизацию «Олеси» с участием Марины Влади. «Колдунья» (1956) называлась она и взяла за сердце 36,4 миллиона зрителей.
Неожиданно стала популярной отечественная экранизация «Олеси» (1970) Бориса Ивченко с участием Людмилы Чурсиной, - 25,1 миллион.
Плюс 24,8 миллиона посмотрело «Гранатовый браслет» Абрама Роома.
Отсюда почетное пятое место.
4 МЕСТО
АЛЕКСАНДР ПУШКИН - 97,3 МИЛЛИОНА ЗРИТЕЛЕЙ
Не думал, что «наше все» так популярно у зрителей, забыв про хиты Птушко «Руслан и Людмила» (1972) и «Сказка о царе Салтане» (1966).
Но и их рекорд посещаемости побил фильм Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) - 35,9 миллионов.
У «Руслана и Людмилы» чуть, но меньше - 34,6. У «Салтана» - 26,8.
В сумме дает - 97,3 миллиона.
3 МЕСТО
АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ - 159,6 МИЛЛИОНА ЗРИТЕЛЕЙ
Этот автор взял количеством. Сразу семь позиций у него.
Во-первых, спектакли по пьесам Островского в период малокартинья 1947-1953 годов перенесли на пленку и крутили в кинотеатрах. На безрыбье их смотрели больше, чем нужно. Началось с фильма Владимира Петрова «Без вины виноватые» (1945), который собрал 28,9 миллионов зрителей.
И пошло: «Горячее сердце» (1953) Геннадия Казанского - 25,4 миллиона; «Правда - хорошо, а счастье лучше» (1951) Сергея Алексеева - 22,7; «Волки и овцы» (1952) Владимира Сухобокова - 20,8; «На всякого мудреца довольно простоты (1952) того же Сухобокова - 20,4.
А вот перенесенные на пленку спектакли по пьесам из школьной программы «Горе от ума» и «Ревизор» кассы не собрали.
Во-вторых, по Островскому поставлены и любимейшие зрителем ленты. «Жестокий романс» (1984) Эльдара Рязанова - 22 миллиона, «Женитьба Бальзаминова» (1964) Константина Воинова - 19,4.
В итоге такая мощная когорта зрителей!
2 МЕСТО
ЛЕВ ТОЛСТОЙ - 273,9 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ
Льву Толстому, конечно, сделала погоду эпическая экранизация Бондарчука «Война и мир». По существу, это не одна, а четыре картины. И видно, как интерес зрителей к фильму падал. Первая часть «Война и мир: Андрей Болконский» собрала 58,3 миллиона. Вторая - «Наташа Ростова» - привлекла ощутимо меньшие 36,2. Третья - «1812 год» - еле удержалась в лидерах проката, выманив деньги у 21 миллиона. А вот четвертой, «Пьер Безухов», не помогло ничего, она провалилась.
Прежде чем познакомиться с полотном Бондарчука советский зритель увидел американскую версию романа Толстого, снятую Кингом Видором в 1956 году. 31,4 миллиона зрителей заинтересовала она.
Сорвали кассу также две экранизации «Анны Карениной». Татьяна Лукашевич перенесла в 1953 году на пленку мхатовский спектакль. Этот нехитрый трюк «купил» 34,7 миллионов людей.
«Анна Каренина» (1967) Александра Зархи имела в загашнике рекламный козырь: участие в истории «адюльтера» бывшей семейной пары Татьяны Самойловой и Василия Ланового. Соответственно, желающих посмотреть больше, чем первую «Каренину»: 40,5 миллионов.
Неплохо прошла и экранизация Михаила Швейцера «Воскресение» (1960). История любви князя и девушки, попавшей из-за его сластолюбивых утех на панель, а там и на каторгу загнала в залы 34,1 миллион.
В 1952 Владимир Венгеров переснял на пленку спектакль «Живой труп». Период «малокартинья» дал сему действу 27,5 миллионов.
Завершают триумфы Льва Толстого «Казаки» (1961) Василия Пронина. Эта мелодрама взяла деньги у 24,3 миллионов зрителей.
Графский итог: 273,9 миллионов!
Теперь о первом месте.
За бортом оказалось много интересных работ, что ни есть справедливо.
Давайте поставим на первое место не писателя, а экранизацию русской классики, не оцененную зрителем по выходе.
Какой вариант больше всего в комментах озвучат, тот и поставим.
Упомянутые в посте лидеры проката не участвуют.
Телевизионные картины, не бывшие в прокате тоже.
Вы, строго!, можете предложить только один вариант любимого фильма, даже если вас разрывает от выбора.
Меня тоже разрывает, но мой вариант, вот:
ЭКРАНИЗАЦИЯ ЧЕХОВСКОЙ «ДУЭЛИ» «ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК» (1973; РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР ЗАРХИ)
А какой фильм выберите вы?