6 февраля отмечал день рождения Сергей Мартинсон (1899-1984), эксцентрический актер, который на тогдашнем поле советского кинематографа уживался с Георгием Милляром (1903-1993) (
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/128377.html).
Милляр и Мартинсон действовали в одном разряде гротеска, которого нахватались у своего учителя Мейерхольда. В большинстве ролей они были взаимозаменяемы.
Поражает, как с самого рождения, Сергей и Георгий, не будучи роднёй, получили схожую судьбу.
Оба были не совсем русскими. Отец Мартинсона - шведский барон. Отец Милляра - француз. В дальнейшем, актерам придется скрывать происхождение, знание иностранных языков, хорошее воспитание. Будучи аристократами по духу, рядится в инфернальные маски, абстрагируясь от реальности.
Первое соприкосновение с актерским ремеслом закончилось у детей слезами. Мартинсон нарядился Снегурочкой, за что был высмеян как «девчонка». Милляр рассчитывал напугать родных костюмом Мефистофеля, и тоже вызвал хохот. Кстати, впервые на профессиональную сцену Милляр также вышел в «девичьем» виде (он играл Золушку).
Впервые Мартинсон и Милляр сошлись на сцене Театра Революции, которым руководил Мейерхольд. Но если Мартинсон в 1924 году уже был ведущим актером, то Милляр только поступил при этом театре в Школу Юниоров.
Здесь начинаются не слишком счастливые для Милляра расхождения творческих дорог. Ему не удалось стать в обойме учителя Мейерхольда своим. Если Мартинсон сыграл на сцене Карандышева, блеснул в легендарной постановке «Мандата» Эрдмана, то высшее сценическое достижение Милляра чуть ли не аптекарь в «Ромео и Джульетте».
В кинокарьере Милляра и Мартинсона также наблюдается параллель: оба нашли своих режиссеров, причем, тоже творческих близнецов. Милляр стал талисманом сказочника Александра Роу, Мартинсон актером вечного соперника Роу Александра Птушко.
МИЛЛЯР И РОУ ЗА РАБОТОЙ
Однако, выходя из круга покровительства Роу, Милляр падал в болото эпизодов. Вспомните Милляра в комедиях Гайдая «Кавказская пленница…» или «Пес Барбос…». А ведь к этому времени Роу уже показал всем и каждому его способности. Должное внимание обратил на них, кажется, только Сергей Бондарчук. Сняв Милляра в эпизодике «Судьбы человека» он подарил ему роль пленного француза Мореля в «Войне и мире».
Мартинсон же, кроме «сказочного» артиста, проявил себя и как популярный комик. Керосинов из «Антон Иванович сердится», Бонни из «Сильвы», неподражаемый телеграфист Ять из «Свадьбы». А глупый Вилли Поммер из «Подвига разведчика»! Да у Мартинсона и драматических ролей хватало, - Лебедев в «Идиоте», князь Гаврила в «Дядюшкином сне».
Ну а о телевизионном «Бенефисе Сергея Мартинсона» Милляр мог только мечтать.
МАРТИНСОН В СВОЕМ БЕНИФИСЕ
О личных отношениях Мартинсона и Милляра сведений мало. Видимо, присутствовало взаимное уважение. Без него никак. Ведь, два равновеликих актера не только подвизались в одном театре, но и снялись вместе в десяти фильмах.
Поговорим об этом подробнее.
Уже первый «совместный» фильм Мартинсона и Милляра показал разницу весовых категорий. В эксцентрической комедии Михаила Ромма «Марионетки» (1934), в ходе сюжета которой глупый парикмахер подменял принца на посту главы фашистского государства Буфферия (привет «Великому диктатору») Мартинсон играл того самого парикмахера. Изобразившего одного из чиновников Милляра даже в титры не включили.
Такое же положение сохранилось и в сказке «Золотой ключик» (1939), ставшей началом сотрудничества Мартинсона и Птушко. Мартинсон играл одну из самых заметных своих ролей Дуремара. Милляр мелькнул в эпизоде клоуном.
В киносборнике Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою» (1942) положение выправилось, - Мартинсон и Милляр сыграли по несколько ролей каждый. Милляр стал хозяином пивной, тапером и манекеном. Мартинсон немецким офицером и тоже манекеном.
Но в продолжении франшизы «Новые похождения Швейка» (1943) акцент опять сместился в сторону Мартинсона. Милляр не попал в титры со своей ролькой безымянного немца, а вот Мартинсон сыграл самого Гитлера (вообще в кино он побыл Адольфом три раза) (
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/58830.html).
В драме «Мы с Урала» (1943) о подростках, работающих в тылу, Милляр стал дедом одного из мальчиков, а Мартинсон руководителем танцевального кружка.
В 1953 оба актера появились в короткометражной экранизации чеховского «Налима». Фильм был стереоскопический и славы не прибавил никому.
Короткометражный детский фильм «В нашем городе» (1959) также споро канул в лету. Там Мартинсон - управдом, а Милляр - дворник.
В 1961 году Милляру удалось взять кинореванш, благо работали на его территории. В фильме Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» Милляр фантастично сыграл черта. Мартинсон же исполнил комическую роль дьяка.
В 1968 актеры встретились в телефильме «Калиф-аист» (1968). У Мартинсона вторая по значимости роль визиря, сопровождающего калифа в злоключениях. Милляр - мудрец Селим, расшифровывающий таинственное послание о слове «Мутабор».
В том же году актеры снялись в телефильме «Улыбнись соседу», о доме, населенном творцами. Милляр - меломан, Мартинсон - актер.
Таково сотрудничество двух великих актеров.
Итоги его прекрасны, - ведь мы помним и любим их обоих.