Во первых строках письма скажу, что пришло время новой кинорулетки от
TUPOITUNEYADEC. Смотрим драмы, как отечественные, так и зарубежные.
Правила и запись здесь:
https://tupoituneyadec.livejournal.com/82376.html 18 октября умер Владимир Вайншток (1908-1978), режиссер популярных фильмов, чья биография полна таких «белых» пятен, что ему приписывают работу в разведке.
Что ж, все может быть, только документов по сему поводу пока нет. Лишь косвенные данные.
Карьера Вайнштока, где яркие вспышки творческой активности, перемежаются уходом в полную тень, поражает. Начинал он рано. Попав в 17 лет на студию «Белгоскино», Вайншток уже в 19 дебютировал как режиссер. Короткометражку «Актер поневоле» запретили к показу, но путь в «большую» режиссуру на этом, слава Богу, не прервался.
Уже в первых фильмах Вайншток сочетал воспевание Советской власти со стремлением показать экзотическую буржуазную жизнь. В ленте «Рубикон» (1931) рассказывалось о матросе английского флота, который находит прибежище в СССР. В картине «Слава мира» (1931) коммунисты западноевропейской страны срывали погрузку оружия для войны с Советами.
Эти фильмы не пользовались спросом ни у зрителя, ни у власти. Вайншток чувствовал себя переросшим возможности студии «Белгоскино». Он перебрался в столицу.
Где поставил два хита подряд.
Сначала экранизацию романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (1936) с музыкой Дунаевского и Николаем Черкасовым в роли Паганеля. Картина на долгие годы стала образчиком детского приключенческого фильма, ее то и дело гоняли по телевизору.
В 1937 Вайншток, основательно перепахав роман Стивенсона, снял «Остров сокровищ». Помню, в 1983 эту картину выпустили в повторный прокат (вероятно, на волне успеха телеверсии с Федей Стуковым) и смотрел я ее с замиранием сердца, смирившись, что вместо мальчишки Джима Хокинса у Вайнштока на главном месте оказалась девица, которой замуж пора.
А вот дальше с Вайнштоком начали происходить вещи загадочные. Бросив снимать, он вдруг стал начальником «Мосфильма», но продержался на этом посту всего ничего, уйдя в ту самую пресловутую тень.
Официально в тени, отлученный от кино, Вайншток занимался литературой. Почему же сопрягли его с КГБ?
Потому-что вышел Вайншток из тени очень эффектно, получив карт-бланш спецслужб.
В 1965 году Вайншток под псевдонимом Владимиров и в соавторстве с Михаилом Блейманом принял участие в создании сценария документального фильма «Перед судом истории», главным героем которого стал Василий Шульгин, - бывший лидер Государственной Думы и ярый оппозиционер Советской власти.
Вслед за тем Вайншток приступил к работе над шпионским хитом «Мертвый сезон». Здесь он очутился в самом центре закрытых материалов, консультировали его Рудольф Абель и Конон Молодый.
Помогал Вайнштоку в плане написания сценария Александр Шлепянов.
Здесь мы подходим к тому, - какова именно роль Вайнштока в создании этих фильмов.
Его многолетний соавтор Павел Финн проговорился:
«…я только писал и работал с режиссерами. А придумывал идеи, пробивал, устраивал, ходил по кабинетам, льстил, интриговал и делал всякие любезности начальникам кино - Вайншток.
В то время слово «продюсер» совсем не было таким ходким, как сейчас. Но он был истинный и очень хороший продюсер. И умел то, что почти не умеют называющие себя так сейчас, - не только тратить государственные деньги с пользой для себя, но и, в первую очередь, безошибочно находить, открывать именно тех - единственных - людей, кто лучше других сделает для него работу и сценариста, и режиссера. Так он сначала открыл для себя Сашу Шлепянова, и получился знаменитый «Мертвый сезон». А на смену Саше, с которым мы подружились, пришел я».
Связей Вайнштока оказалось достаточно, чтобы после 35 лет перерыва он триумфально вернулся в кинорежиссуру. Выяснилось, что талант его по прежнему свеж. В 1972 Вайншток выдал экранизацию «Всадника без головы» с участием Олега Видова и Людмилы Савельевой. Картину посмотрело свыше 51 миллионов зрителей.
Последний фильм Вайнштока, - экранизация Брета Гарта «Вооружен и очень опасен» (1978) тоже собрала зрителей прилично (почти 40 миллионов).
Такова биография режиссера, в которой, питаю надежду, когда-нибудь выплывут новые интересные факты.