КРЕПКИЙ РЕЖИССЕР

Jan 11, 2017 21:15

11 января родился Владимир Венгеров (1920 - 1997), крепкий режиссер, поставивший целый ряд фильмов, которые смотрят до сих пор.


Уже его полноценный кинодебют («полноценный», потому что до того Венгеров перенес на пленку несколько спектаклей) вызвал зрительский резонанс. Венгеров на пару с Михаилом Швейцером экранизировал культовую для советских мальчишек повесть Анатолия Рыбакова «Кортик» (1954). Фильм занял девятое место в кинопрокате.
Следующая работа Венгерова, на мой взгляд, лучшая. Экранизация не менее культового подросткового романа Вениамина Каверина «Два капитана» (1955).

Как видим, Венгерову удавались подростковые ленты с приключенческой тематикой. Но ему в этом жанре стало тесно.
Другая «фишка» Венгерова - хорошая, желательно обкатанная на читателе литературная основа.
И еще - актерские работы. Венгеров стремился задействовать в фильмах «раскрученные» лица. И актерам было у него что играть.
Этим «фишкам» Венгеров не изменил.
Но и они не помогли режиссеру продержаться на должной высоте всю карьеру.

В 1960 Венгеров выпустил двухсерийный фильм «Балтийское небо», - экранизацию бестселлера Николая Чуковского.
Картина о защитниках блокадного Ленинграда была социально значимой. Съемки курировал Ленинградский обком партии, что в производственном плане облегчало киногруппе жизнь. Нужны солдаты для массовых сцен - нате! Перекрыть Невский проспект - сейчас!
Едва режиссер закончил первую серию, ее повезли (без второй!) на Венецианский фестиваль.
Правда, картина не понравилась автору романа. Николай Чуковский даже накатал письмо в «Литературную газету» с требованием снять фильм с проката. Письмо было хлестко озаглавлено: «Бесцеремонность» и оставлено без санкций по отношению к режиссеру.

После блокбастера Венгеров обратился к жанру социальной драмы. Он сделал фильм «Порожний рейс» (1962) с участием Демьяненко, Юматова и Папанова (крепкую литературную основу обеспечил автор «Дело было в Пенькове» Сергей Антонов).
Потом двухсерийную драму «Рабочий поселок» (сценарий писала Вера Панова, а играли Гурченко и Олег Борисов).
Все эти фильмы нет - нет, да и покажут по телевидению. Их смотрят, знают, любят.

Во второй половине творческой деятельности Венгеров заметно сдал позиции.
Он попытался вернуться к истокам.
Еще на заре карьеры Венгеров перенес на пленку спектакль Ленинградского Государственного Академического Театра драмы имени Пушкина «Живой труп». И вот решился на новую экранизацию. Несмотря на звездный актерский состав - Баталов, Демидова, Басилашвили - фильм не имел зрительского успеха. Классика надоедает среднему обывателю еще в школе. Только Бондарчук со всей мощью «Войны и мира» смог как-то покорить вершины проката.

А Венгеров взялся за экранизацию романа Георгия Маркова «Строговы» (1976). 8 серий! Во всем было заметно желание повторить успех «Тени исчезают в полдень», но Марков даже не Анатолий Иванов.
Не знаю, насколько сериал стал событием тех лет. Я его не помню, хотя «Вечный зов» (тоже по Иванову) запомнил уже тогда.

Последняя картина Венгерова датирована 1983 годом. Экранизация «Обрыва» Гончарова также не стала событием.
А тут еще в семидесятых телевидение выпустило свои  версии «Кортика» и «Двух капитанов». Многосерийные фильмы вытеснили из ящика «старенькие» шедевры Венгерова. Во всяком случае, я в детстве их не видел.

Но прошло время, они вернулись.
Сейчас редкий месяц проходит без того, чтобы на том или ином телеканале не прошел какой-нибудь фильм Венгерова.
Вот, правда, имя его как - то не на слуху. Надо исправлять ошибку...

забытые режиссеры, кино

Previous post Next post
Up