Дорога в дюнах (Намибийская железная дорога - 2016)

Apr 29, 2016 21:29

Для меня важная часть любого путешествия - исследования железнодорожной системы страны, в которую я попал. Железные дороги не могут не очаровывать своей трогательной тягой к упорядочиванию пространства вселенной - тягой, столь редкой в эпоху пост-модернизма.


Антилопа орикс выражает свое сожаление по поводу плачевного состояния самой старой ЖД Намибии (1910 год) возле города Людериц

Железные дороги Намибии являются - в теории - частью огромной ЖД сети английских африканских колоний. Эта сеть раскинулась от ЮАР до Кении. Увы - в большинстве случаев международное пассажирское сообщение даже между соседними двумя странами отсутствует (насчет грузового - не знаю). Исключения типа поезда Дар-эс-Салам (Танзания) - Капири-Мпоши (Замбия) немногочисленны и лишь подтверждают правила.
Поэтому, хотя ЖД Намибии формально и соединена с ЖД ЮАР, мы будем рассматривать намибийскую пассажирскую систему как изолированную. Ее общая протяженность - 2687 км, вот карта нынешнего состояния (весна 2016):


Сведения об участке Ондангва-Тсумеб противоречивы, неясно, есть ли там пассажирское сообщение.

Таким образом, из столицы ныне отправляются лишь два поезда в день (исключая субботу): во второй по размеру город страны Уолфиш-Бей и в южный Кетманшуп. Поезд Виндхук-Тсумеб было сперва сокращен до маршрута Виндхук-Отживаронго, а затем и вовсе отменен в 2008 году. Тогда же был отменен и поезд Виндхук-Гобабис. Вот расписание, висящее на вокзале Виндхука: на нем изображены два действующих маршрута и два отмененных:


Вот и сам главный вокзал страны (Виндхук), возле которого - небольшая уличная выставка старой ЖД техники, в основном дрезин. Хотя про центр Виндхука ходит нехорошая слава (зафиксированы случаи грабежа туристов даже днем) - на вокзале атмосфера идиллическая, людей немного, все - и персонал и пассажиры - милы и приветливы, подозрительных рож не видно. Сидеть на чемоданах полдня, ожидая поезда, не принято, народ стал вяло собираться за час до предполагаемого отправления.


Все поезда намибийской ЖД в норме составляются лишь из сидячих вагонов, однако бывают исключения - вместо сидячих на дальние маршруты (а оба виндхукских относятся к этой категории) могут подцепить спальные. Нам повезло: при покупке билета первого класса на поезд №9908 Виндхук - Уолфиш-Бей (125 намибийских долларов, или 11 USD) нам сперва сообщили, что придется ехать в сидячке, но за пару часов перед отъездом мы узнали, что за ту же цену нам прицепят купейный лежачий. Менять номер места в билете не пришлось, так как оно не было там обозначено. Вот купейный вагон снаружи:


А вот купе изнутри:


По расписанию поезд отправляется в 19-55, прибытие в Уолфиш-Бей в 7-15. Отправился он с задержкой где-то в полчаса, а прибыл примерно вовремя. Таким образом, за 10 с небольшим часов поезд 9908 преодолел около 400 км. При этом немалое время он стоял на различных полустанках, направление движения за ночь менялось несколько раз. Поезд был заполнен где-то на 75%, как и наше купе, которое мы заняли втроем. Подсаживать к белому мистеру и двум белым мисс никто не решился. Кондиционера и вентиляторов в поездах намибийской ЖД не имеется. Туалет в вагоне есть.
Последний час поездки на поезде прекрасен. Солнце встает около 6, и вы видите кругом лишь высокие дюны, на которые ложится белый туман.


Если бы не он, было бы полное впечатление, что оказался внутри лунохода - или же в игрушечном поезде, едущем внутри гигантской песочницы. В любом случае воспринимаешь величие окружающего пейзажа как нечто нереальное, и кажется, что перед тобой не окно поезда, а дисплей, транслирующий что-то невообразимое.


В городе назначения, в славном городе Уолфиш-Бей (население целых 85.000 человек - супермегаполис для Намибии) имеется аж два места, где останавливается поезд. Я не зря отказался написать «две станции» - в первый раз поезд останавливается просто посреди песка, хотя в 100 метрах уже начинаются трубы заводов


и странные домики, построенные для негритянских рабочих масс.


Открыв собственноручно дверь поезда, я спрыгнул в песок. Однако чудеса! Когда мы 10 часов назад выезжали из Виндхука, наш поезд состоял из четырех пассажирских вагонов. Теперь в нем было несколько десятков грузовых и один пассажирский! Таким образом, доехать от столицы до Уолфиш-Бея иначе, чем в первом классе, невозможно.


Если даже вам нужно попасть из столицы в Свакопмунд, очень советую доехать до этой абстрактной станции: именно на участке Свакопмунд - Уолфиш-Бей все самое интересное. И как раз от заводской недо-станции отправляются микроавтобусы в Свакопмунд - здесь же рядом позиция для автостопа. Кстати, на автостанции самые дешевые и вкусные столовые в городе (она всего в 100 метрах от места нашего спрыгивания в песок, с правой стороны, если стоять лицом к заводу).

В городе Отживаронго путника встречает лишь паровоз на постаменте да грузовые вагоны на путях. Вокзал есть и даже можно зайти внутрь, но лишь для того чтобы узнать точную дату отправления последнего поезда (есть в объявлении об отмене поездов).


Видимо, борьба с коррупцией в железнодорожном узле Отживаронго привело к тому, что пассажирский сектор перевозок пришлось закрыть



Наш паровоз, увы, больше никуда не летит

Самая же потенциально интересная ЖД страны - Кетманшуп-Людериц - увы, в настоящее время не функционирует.








Рельсы даже занесло песком:


Неудивительно - параллельно идущую автомобильную дорогу, которую постоянно чистят, вот так засыпало за какой-нибудь час:


Наиболее красива эта ЖД на финальном участке Аус-Людериц. Все вышеприведенные фото - оттуда. Причем со стороны Ауса - песчаные ландшафты, а со стороны Людерица - каменистые.
Людериц - красивый город, и очень жаль, что из этой красоты теперь выпали отправляющиеся и прибывающие поезда.


Сюда должны были бы нас привести:


Увы - из всего великолепия старого немецкого подвижного состава остался один вагон:


Если по ЖД нельзя проехать на поезде - можно хотя бы пройти по ней пешком. Интересны соответственно два пеших маршрута: от Ауса километров 20-30 либо от Людерица километров 15. Нужно помнить, что обе прогулки не совсем законны - ЖД проходит по запрещенной для нахождения людей алмазной зоне (protected area). Охранники активны впрочем только возле Колманскопа. Ну и возле Ауса нужно не мелькать на полотне - местность тут хорошо проглядывается. Излишне напоминать, что вдоль ЖД нет источников воды и иных благ - все надо носить с собой. Возле Людерица сильно жарко не бывает (рядом - холодное море), а вот возле Ауса вне сезона жарковато, выходить желательно рано утром; назад в обоих случаях можно добраться автостопом по трассе В4, хотя, возможно, придется час-два подождать машину.


Вид от ЖД в 1 км от Людерица



Вид ЖД в 7 километрах от Людерица



Километров через 10 камень сменяется песком



Рельсы пропадают



Заброшенный поселок алмазодобытчиков Колманскоп в 16 км по ЖД от Людерица

Возле Ауса много животных: стада страусов, антилоп ориксов, одичавших лошадей (предки которых были брошены немецкой армией после капитуляции 1915 года).


Заброшенная станция возле Ауса



Черные пятна - пасущиеся страусы



Антилопа орикс

Все это великолепие живности - лишь в первых 10-40 км от Ауса, дальше уже идет пустыня без малейшей растительности.


Вид с железной дороги где-то посередине между Аусом и Людерицом

Однако есть и радостные вести - вдоль железной дороги ведется какое-то строительство, возле Людерица рельсы недавно уложены на бетонное основание.


Рельсы



Строительство. Но может оно заброшено еще десять лет назад?

Возможно, поезд Людериц-Кетманшуп вновь станет явью! Глупо было бы вложить столько денег в недавнюю реконструкцию ЖД (пометки например на мостике через гипотетический ручей датируются 2008 годом) - и все в песок… Хотелось бы также, чтобы пассажирское движение между столицей и Тсумебом также было бы восстановлено. Ведь намибийская железная дорога - одна из красивейших в мире! Впрочем, как и все в этой прекрасной стране.


Железная дорога возле Отживаронго. Увы, на ней практикуется только вялое грузовое движение.

Африка, путешествия, железные дороги, Намибия

Previous post Next post
Up