Для большинства чебоксарцев сегодняшнее субботнее утро мало отличалось от всех предыдущих. Между тем, за стенами городских школ кипели нешуточные страсти. Лишенная эмоций компьютерная система решала судьбу детского отдыха. А вот у участников этого процесса: родителей, операторов и учителей, поводов для волнений было в избытке.
Из года в год власти обещают решить проблему с распределением путевок в детские лагеря отдыха, но каждый раз получается "как всегда". Вот такую историю мне довелось услышать сегодня в компании друзей.
С 4 апреля начался прием путевок в лагеря отдыха. Этот процесс, судя по рассказу моих друзей, очень напоминает худшие времена горбачевского дефицита. Записываться в очередь родители в их школе начали еще за три дня. Однако со списками происходили какие-то подозрительные метаморфозы. Бдительные мамы и бабушки безжалостно зачищали их от "блатных", регулярно появлявшихся в начале таблицы. В итоге общая нервозность достигла такого уровня, что было принято решение создать живую очередь в день раздачи путевок. Мои друзья подошли к делу с полной серьезностью. Вспомнив навыки, полученные в турпоходах, они встали в три утра, вызвав истерику сначала у своего кота, а затем у проснувшихся за тонкой стеной соседей. Единственными крепко спящими существами в радиусе действия мяукающей сирены были дети-школьники, которых в субботнее утро не смог бы разбудить даже выстрел из пушки.
Прихватив бутерброды и кофе, под аккомпанемент ополоумевшего Барсика и ничего не понимающих соседей, "группа захвата" выдвинулась в сторону школы. К своему изумлению у её дверей они обнаружили нехилую очередь из более опытных родителей. А самые продвинутые, как оказалось, остались ночевать в здании еще с пятницы, добившись расположения сторожа с помощью старого русского средства. Родительская щедрость сыграла с охранником злую шутку. Привести его в чувства и найти ключи от входной двери удалось лишь к шести утра. К этому моменту претенденты на путевки собрались практически в полном составе и устроили у входа в школу несанкционированный митинг с очередным составлением импровизированных списков на клочках бумаги. После вскрытия образовательного учреждения, вызвавшего у родителей кратковременный приступ эйфории, все собрались в вестибюле у кабинета информатики и стали терпеливо ждать. Директора школы, сопровождаемую операторами, народ встретил овацией. Ошарашенная таким приемом директриса на всякий случай перекрестилась, а кто-то из присутствующих почему-то вспомнил, что сегодня первый день еврейской пасхи. В 9 утра - время запуска электронной системы - первые счастливцы были допущены в заветный кабинет. Однако их радость длилась недолго - система наглухо зависла. Тоже самое происходило и в прошлом году, порождая слухи о коррупции и распределении путевок вне очереди. Минут двадцать операторы безрезультатно вбивали данные в бездушные машины, неизменно получая отказы. Около половины десятого удалось отправить первую заявку. Это вызвало массовый вздох облегчения. Впрочем, искусственный разум решил не сдаваться без боя и категорически отказался распечатывать уведомления о бронировании путевок. Проведшие в школе целую ночь родители начали довольно громко подвывать, пугая операторов и ожидающих в коридоре своей очереди граждан. Директриса, бегая между ними с валерьянкой, как могла успокаивала их, заверяя, что уведомления можно будет распечатать и в понедельник. Между тем, школьный вестибюль напоминал биржевую площадку. Кто-то звонил на "горячую линию", кто-то связывался с соседними школами, кто-то по телефону пытался заставить несознательных отпрысков съесть завтрак. Обладатели смартфонов уточняли в Интернете количество оставшихся мест в лагерях, периодически доводя аудиторию до коллективного психоза. Родители старшеклассников выражали искреннее сочувствие родителям младшеклассников, которым, по их мнению, предстоит еще не раз участвовать в подобной нервотрепке.
Благодаря раннему подъему моим друзьям удалось вырваться из этого ада ближе к 11 часам. Впрочем, нервное напряжение у них не спало и после обеда, когда мы встретились. Они устроили мне настоящий допрос. Почему электронная система не первый год стабильно зависает? Неужели нельзя дать доступ к системе распределения путевок через Интернет, чтобы родителям не приходилось штурмовать школы? Чего ожидать в следующем году?
В понедельник направлю запрос в Минобразования ЧР. Попытаюсь найти ответы на поставленные вопросы.