Домашние алтари культа предков и духов в Южном Вьетнаме

Sep 03, 2014 11:24


Как известно, основной религией во Вьетнаме является культ предков (а вовсе не буддизм). Культу предков привержены 99% вьетнамцев, как показывают данные статистических опросов. Именно он структурирует их жизнь, особенно в деревне: браки заключаются перед алтарем и заключаются в сообщении предкам и гостям о создании новой семьи; Новый год сводится к уборке, украшению алтаря, постановке самых вкусных блюд в правильном порядке к алтарю перед тем. как они окажутся на праздничном столе; каждый вечер глава семьи зажигает палочки и молится предкам у алтаря.
Для региона Дельта Меконга (или Miền Tây - "Западная часть Юга Вьетнама", для нас при взгляде на карту привычнее будет сказать "самый юг") характерны, в числе прочих особенностей, и особая планировка дома, и свои элементы культа.

Типичный сельский дом выглядит так:



Передняя комната всегда открыта, когда хозяева не спят. В ней стоит алтарь предков - Bàn thờ tổ tiên, его обязательно должно быть видно с улицы, или с дорожки между участками, с канала. С наступлением сумерек (строго в 6 вечера) над алтарем зажигают гирлянды лампочек, красные лампы и т.д. Чтобы было весело и красиво. Заранее хочу предупредить, что люди здесь простые, в вопросы теории не очень вдаются, иной раз начнешь спрашивать - что за элемент, что за божество, а они и не знают. Много допущений, упрощений. Главный принцип, явно заимствованный при ассимиляции местного кхмерского населения (до 18-19 в.) - чтоб было весело и легко. Дома нет даже кровати, не говоря о холодильнике? Не беда, зато мы потратим целое состояние на красивые новые ворота, ведь их видно издалека, и всем будет весело и приятно (речь идет о непосредственных соседях свекров. У свекров есть и стиральная машина, и холодильник и кондиционер).

Так вот, передняя комната вблизи выглядит так:





Алтарь, перед ним - стол для событий (переговоры о свадьбе, помолвка, свадьба, важные гости - в таких случаях за этим столом пьют чай из лучшего сервиза). На этот же стол ставят подносы с едой в праздники: Тет (Лунный Новый год), годовщины смерти предков, первый месяц младенца, первый год ребенка.

Также в комнате стоит стенка, буфет, стеклянный шкаф... Вещь вполне знакомая русскому человеку, не правда ли? Наполнение такое же: например, можете заметить круглые хохломские панно от сватов (моих родителей), матрешки, сервиз с маркировкой канцелярии парламента, где работает муж-одной-из-сестер-свекрови, вазочки...
В правом верхнем углу алтарь Будды (ниже - крупным планом). Будду здесь обычно почитают в основном в его женской ипостаси, которая в русском языке называется Гуань-инь (с китайского), а по-вьетнамски - Quan Âm (Авалокитешвара, будда сострадания). В этом доме, однако, на картинке, похоже, другая ипостась Будды. На алтаре стоят две красные лампы, они теперь электрические, букет из веток драцены - cây phát tài, которая символизирует финансовое благополучие. Также на алтаре лежит тарелка с фруктом и стоит ваза для палочек.
В домах католиков аналогичный алтарь под потолком посвящен Деве Марии, ей тоже зажигают палочки. Также в доме будет висеть распятие.

В нижнем левом углу стоит алтарь, посвященный Духу Богатства и Духу Земли (Thần Tài - Ông Địa), они всегда размещаются вместе в маленком шкафчике на полу (ниже - крупным планом). Особенно важен этот алтарь в домах, где занимаются торговлей или бизнесом, а во Вьетнаме этим занимаются почти все - "не поторгуешь, не разбогатеешь". Дух Богатства произошел от 5 реальных и полуреальных персонажей, ему обычно кладут сигарету и ставят чашечку черного кофе с утра, хотя я видела, и водку, и воду, и чай наливают. Статуэтки духов (на фото - очень старые) посередине, перед ними ваза с палочками, лампы (керосиновые сзади, электроческие спереди), вспомогательные вещи на крышке. Почему-то нет тарелки с фруктами, видимо еще не успели поставить. Вазы с драценой стоят рядом.

Наверху на стене висят распространенные здесь электронные часы, на которых крупно высвечивается дата по лунному календарю и более мелко - по Григорианскому *("солнечному"). Они не работают.

Алтарь духов-помощников в делах:



Алтарь Будды:



Дом свекров относительно новый - ему нет и 10 лет. В старом доме алтарь выглядит так:



За алтарем - панно с узорами, на алтаре стоит утварь, естественно, от достатка семьи зависит и ценность самого алтаря и утвари. На украшение алтаря и предметы культа средства тратятся едва ли не в первую очередь, ведь это лицо семьи, это репутация семьи - чтит ли она предков, достойные ли люди живут в доме. Алтарь на фото не украшен цветами и фруктами, лампами и гирляндами - день не праздничный, годовщины прошли. Фото на алтаре тоже нет - это по желанию хозяев. На верхнем фото видно, что у свекров на алтаре стоят фото родителей свекрови и отца свекра (мать свекра еще жива).

Здесь нельзя не пояснить важнейшую концепцию: почитать родителей при жизни - обязанность всех детей, поклоняться им после смерти - долг старшего сына.В его доме будет стоять главный алтарь. В его доме будут собираться все родственники в годовщину смерти родителя. Именно поэтому, а не из-за проблемы наследства, в первую очередь так важно иметь хотя бы одного сына во Вьетнаме (и по схожим причинам - везде на Востоке). Дочь будет вместе с мужем заботиться о духах и алтаре родителей мужа! А о своих - только сын. Загробная жизнь так же важна для вьетнамцев, как и земная (это я серьезно говорю, и даже в наши дни!). Души, о которых не заботятся (не зажигают палочки, не прибирают алтарь), становятся злыми бездомными духами. Больными бездомными бродягами, если провести аналогию с земной жизнью. Поэтому необходимо иметь сына.
Сейчас к этому относятся немного легче, по принципу "есть сын - очень хорошо, нет - ну что ж, дочка будет выполнять эту функцию". И то, зависит от семьи. В семье мужа так вообще ситуация "без 100 грамм не разберешься": у родителей матери 9 детей. Самый первый - сын и 6-й ребенок - сын. Казалось бы, обеспечен культ и с запасом? Ан нет, старший сын эмигрировал в США еще в войну, у него 3 сына, но все они во-первых католики, а во-вторых - совершенные американцы. У младшего сына... две дочки. Вот и всё, линия, строго говоря, пресеклась. Две дочери так и не вышли замуж, обеим уже за 60. Две дочери вышли замуж после 37, у одной есть маленькая дочка, но муж в Канаде. Вот они-то и держат старый родительский дом и алтарь - три немолодые женщины и первоклашка. Одна дочь в Англии, две вышли замуж рано и живут недалеко, но это уже другие семьи (в том числе семья мужа): "дочь - это чужой ребенок", она принадлежит семье мужа и заботится о его предках, строго говоря.

Хотя, как видно, на алтаре свекров численный перевес за предками свекрови :)))) Это сочетание простоты характера свекров и простоты нравов в Дельте.

В праздники алтарь выглядит примерно так:



Есть свой алтарь и на кухне, причем на внешней кухне, которая находится вне дома в пристройке. Он вешается на стенку над печью. Алтарь посвящен Домовому (Ông Táo), который следит за тем, как живет семья, что в доме происходит, и каждый год 28-го Тета (т.е. за 3 дня до Первого дня Первого месяца по лунному календарю) отправляется на карасе в небо с докладом Нефритовому владыке, к верховному божеству, в общем. Поэтому Домового тоже надо всячески уважать и ублажать. Букет, фрукт, палочки, три баночки: рис, вода и чай.



В заключение нельзя не упомянуть об одной характерной особенности культа в Дельте Меконга. Я сама при написании этого поста с удивлением выяснила, что алтарь Неба в саду встречается только здесь, на западе Южного Вьетнама.



Алтарь ставится на столбе посреди сада перед домом, сбоку от дорожки, ведущей к дому. Алтарь посвящен Небу. При попытке выяснить, конкретно какому божеству он посвящен, я встретила затруднения. Небу вообще, небесному императору (это к которому домовой на карасе ездит), верховному владыке, но и вообще погоде, духам, чтобы добрые духи защищали дом от злых.
На фото несколько разных алтарей в разных домах. Основные элементы типичны: вазочка с палочками, ваза для букета, три чашечки для воды, а у кого-то и баночки для других подношений.







Таковы алтари на Юге Вьетнама. Они демонстрируют важность ритуалов в повседневной жизни современной деревни (поверьте, в городе ситуация мало отличается), синкретизм (смешение) верований, простоту подхода к сверхъестественному, отсутствие четкой границы между мирами, а главное - визуально показывают роль и место культа предков в жизни вьетнамского народа, южновьетнамского субэтноса .

Культурные различия, Наука- любовь моя

Previous post Next post
Up