К антропологии вещи: Памяти одного кувшина

Oct 29, 2011 03:26

Ну вот ведь. Взяла да погубила собственными руками один из самых уютных, гармоничных и добрых домашних предметов, очень адекватный этому пространству: кувшин для холодной кипячёной воды (сдуру ливанула туда неостывший кипяток, он и треснул). Очень его жаль, всем своим округлым простодушием он был - о молодом сентябре как состоянии мира (всякая вещь ведь о чём-то, поверх своего утилитарного назначения), о моих ранних 80-х, о восходе жизни - и тем самым ощутимо эту жизнь выпрямлял.

Это неправда, что ничего не надо жалеть: в вещах скапливается жизнь. В любых, в мелких тоже, и по количеству - ничуть не меньше, чем в крупных: жизни нет дела до размера вместилища, она везде умещается. - Её-то и жаль.

Вот не захочешь, а подумаешь, что вещь - не просто часть жизни, но её формирующий стимул, терпеливый и незаметный прокладыватель её русел - тех самых, по которым жизнь течёт каждый день, приобретая формы, намывая содержания. Вещь - соучастник и собеседник, «плоскость» для проецирования себя - экран и зеркало для человека. Вещи очень помогают человеку быть самим собой, они - средства самостроительства, способы записи, хранения и понимания опыта.

Ведь не только каждый человек другому - урок (это-то давно известно), но и вещи приходят, чтобы нас чему-то научить. Даже если это что-то - «всего лишь» солнечность существования.

Вспомнила я по сему поводу и свои непременные рассуждения о «науке отпускать». Ага, и вещи надо отпускать, уметь отпускать - и с благодарностью, точно как людей. Вещь устала, ей хочется в небытие.

Ну и к общему чувству хрупкости и непоправимости жизни это тоже кое-что добавляет. И собственной непоправимой неуклюжести заодно: такая себе экзистенциальная константа. Грустна я сама себе.

Другая вещь, пусть в том же статусе, поведёт нас по другому руслу.

(Есть у меня такой внутренний терминус техникус, применимый вообще-то к ситуациям более крупным, но как не вспомнить: «Мать-Потеря». Всякая потеря заново производит нас на свет - выталкивает из тёплого лона сложившейся и обжитой ситуации в холод и ветер мира. Всякая потеря - инициация: в новое, пост-утратное состояние. Задать которому содержание и смысл уже во многом наша собственная задача.

В этом смысле жизнь, конечно, (почти) непрерывное рождение.

Кстати, приобретения и утраты тоже не должно бы, по идее, друг от друга «отличать»: и в том, и в другом случае - меняющем количество и конфигурацию образующих жизнь единиц - приходится собирать себя заново.)

This entry was originally posted at http://yettergjart.dreamwidth.org/56907.html. Please comment there using OpenID.

утраты, антропология вещи

Previous post Next post
Up