Сквозь стены

Jan 17, 2011 01:29

Результат импровизаторских усилий по теме "Понимать - (не) принимать - чувствовать":

Понимать и чувствовать - на самом-то деле одно и то же. Просто это одно - такое большое, что на разных своих полюсах оно не узнаёт само себя. Мудрено ли, ведь с одного полюса другой - совершенно не виден.

Просто надо находиться не на одном из полюсов Большого Целого, а внутри него. В самом его, желательно, центре.

Да, внутри у него тоже много сложных устроенностей. Но оно одно, одно.

И корень у этого одного - вот какой: впускание чужого - другого - в себя. В некотором смысле, стирание - нестираемой - границы.

А что, спросите вы, разве нельзя понимать - и совершенно не чувствовать? Чувствовать - и никак не укладывать в своей бедной растерявшейся голове? Наконец, и понимать и чувствовать, но не принимать никакими силами ни за что, отторгать и выпихивать за собственные пределы?

Вот последнее - да, можно, - а иной раз даже ох как нужно. Что же касается двух крайних звеньев этой цепочки - чувствования и понимания - то если одно есть, а с другим никак не получается, это с великой вероятностью может означать только одно: путь чувствования-понимания не пройден до конца. Работа не проделана. Какие-то звенья в ней пропущены. Мы застряли где-то на полпути.

То, что понято, не сможет в конце концов остаться не прочувствованным. (Другое дело - не запирать перед ним чувств на замок, отважиться чувствовать - даже если это трудно, даже если мучительно. - Никто не обязывает, да. Не хочешь - не мучайся, защищайся. Но тогда будь готов и к тому, что останешься без цельного образа воспринятого. Без цельных образов, в конце концов, тоже ещё никто не умирал.) То, что уже почувствовано - поди-ка не пойми. Да оно тебя, пока чувствуется, пока будоражит и выводит из внутренних равновесий - и само в покое не оставит.

Граница между пониманием и чувствованием, разумеется, есть. Но она очень проницаемая. Только, видимо, её надо уметь проницать. Своеобразную такую внутреннюю технику выработать для прохождения сквозь эти стены.

И только после того, как мы пройдём путь чувствования-понимания до конца, останется последняя часть этой работы - может быть, даже самая лёгкая: останется решить, принимаем ли мы это - понятое-прочувствованное - или нет.

Вообще-то эта работа такая трудная, требует такого внутреннего напряжения и самопреодоления, что совершенно неудивительно, что она в большинстве случаев так и остаётся не проделанной в полном объёме. Решения о принятии-непринятии приходится принимать (да они сами принимаются и ставят нас перед собой, как перед фактом) на полпути.

чужое и своё, работа Целого, anthropologia personalis, improvvisazione

Previous post Next post
Up