…работой же я называю всё, что требует усилий, самопреодоления, самопревосхождения, может быть, и некоторой системности - скорее всего; но уж усилий и самопревосхождения - во всяком случае. (Что получается, вырабатывается в результате такой работы? - Во-первых, собственная личность, которая при прохождении через работу меняет качество: уточняется, шлифуется, тонко дифференцируется; во-вторых - некоторое количество смыслов.) И вот это - именно такая, широко понятая работа, а не «польза обществу», которая, конечно, тоже вещь хорошая, но совершенно отдельная - в моём воображении так и норовит вмениться в своего рода «обязанность», даже «долг» человека. Эдакая выделка, шлифовка, оттачивание себя как источника смыслов, неотделимые от выделки и шлифовки своего ближайшего окружения.
Это понятие в значительной степени распространяется на поездки по другим городам и, особенно, странам: работа взаимодействия с чужим, встраивания в себя чужого хотя бы на уровне впечатлений (это всегда требует самопревосхождения и выхода из инерций, ломки обжитых ритмов - потому и работа). Поэтому-то, в частности, мне бывает именно стыдно, а не что-нибудь ещё, за то, что я мало ездила по другим странам, особенно «культурно важным», «культурообразующим». Не прошла выращивающей школы итальянских впечатлений, например. Я эту самую Италию воспринимаю не как личное послание (как, например, в юности «почему-то» было с не виданной тогда ещё Польшей - вполне себе типичный русский полонофильский комплекс. Италофильский комплекс русской культуры тоже очень существует, но у меня его нет) - здесь нет совсем никакой ни личной уязвлённости, ни личной очарованности: я её вижу именно как некую школу, как корень европейской культуры, который надо видеть и прожить как чувственное впечатление («интеллектуализированное» чувственное впечатление, конечно! :-)) для более адекватного восприятия этой последней. (Вот
lapadom недавно в очень хорошем направлении ездил, «правильном» именно с этой моей «школьной» точки зрения - в хорошем «образовательном комплексе»: Италия и Австрия. Мне почему-то кажется, что эти страны надо переживать именно вместе, в близкой последовательности друг с другом. Очень они культурообразующие - и несомненно связанные общими историческими, цивилизационными темами - и достаточно разные для того. чтобы их восприятие создавало нужный градус внутреннего напряжения.
Стыдно за «ненаезженность» не просто потому, что «мало видела», но потому, что мало проработала - манкировала, пренебрегла усилиями, приложение которых - по меньшей мере достоинство, а по большей - и сам долг. Это, по моему внутреннему чувству, не первейшая по важности область долга (обойтись без по большому счёту можно - и даже вполне легко). Это не хлеб насущный, это всё-таки роскошь. Но тем не менее это - область как раз настолько важная, что без работы в ней человек, мнится, заведомо меньше, чем с оной. Она очень яркий и нетривиальный душевный слой способна нарастить.
Если я вообще способна составить себе хоть какое-то представление о «назначении» человека, то я бы назвала таким «назначением» смысловую работу, выделку смыслов - составляющих специфическую среду нашего существования. Человек - animal logicum (не «логическое», но «смысловое» животное), то есть, в той мере, в какой он - человек, его задача - в создании и культивировании человеческой среды, отличной от не-человеческого.