К онтологии эстетического

Apr 05, 2010 00:09

Вдруг по-дурацки, застигнутая этим чувством по поводу случайной картинки в чужом ЖЖ, почувствовала, поняла, «зачем нужна» красота и почему она «спасёт мир». (Вот честное слово! На сорок пятом году. Самой смешно.) Она - осязаемое свидетельство возможности, даже реальности гармонии, непосредственный чувственный опыт её, сравнимый по убедительности и полноте данности с чувством собственного тела. Потому-то она «мир» и «спасёт» - точнее, потому-то у неё и есть «мироспасающий» потенциал (не верится мне, что она на самом деле что-то спасёт), что она - инъекция гармонии в мир, интенсификация присутствия гармонии в мире, увеличение числа её очагов. Она попросту оказывает на мир (ну, на сознание воспринимающих, но тем самым и на мир тоже!) структурирующее, гармонизирующее воздействие: ведь после интенсивно и убедительно пережитого опыта (в данном случае - опыта гармонии) разве можем мы оставаться прежними? Да ни за что! Воздействие, уберегающее от распада.

Как быть с этим чувством при ясном понимании того, что критерии «красоты» исторически изменчивы и культурно детерминированы - честное слово, не знаю.

А что, сразу подумалось себе в ответ: язык тоже исторически изменчив и культурно детерминирован, но на нём способны говориться вещи, перерастающие своё время. (Сначала хотела сказать «вечные», да удержалась от такой самонадеянности - имею в виду, самонадеянности человека как вида). Вот с красотой происходит нечто сопоставимое: она - язык, но говорятся ею, транслируются ею вещи «надъязыковые».

Если вдуматься, чувство этого - тоже своего рода латентная религиозность.

этика эстетики, открытие очевидного, латентная религиозность, эстетика существования, красота

Previous post Next post
Up