СТРУКТУРА ПОЧЕРКА КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
Итак, почерк, прежде всего - процесс и результат взаимодействия некоторой системы правил, во-первых, с физическими и психическими возможностями пишущего; во-вторых - со случайностями и автоматизмами разного рода. Он - результат компромисса этих взаимодействий, складывания их в цельную систему; он - синтезирующий механизм и сам - синтетичен. Именно поэтому так трудно - и не всегда оказывается возможны, несмотря на многочисленные подступы к этому со стороны различных специальных дисциплин - вычленять из получающегося целого и подвергать анализу следствия отдельных причин: все они даны во взаимоналожении, образуя один, общий результат.
Кроме того, почерк - область и результат взаимодействия со всем названным человеческой воли и свободы.
Поэтому структуру почерка как исторического явления образуют по крайней мере 3 типа графических решений - по их происхождению: вынужденные (диктуемые, например, природой материала или физиологией пишущего), спонтанные (складывающиеся “сами собой”, в стихийном процессе графической практики - не имеющие явных, четко прослеживаемых причин) - и определяемые правилами разных порядков. Последним носитель письменного навыка следует вначале, обучаясь, сознательно, затем все более и более автоматически. Знания об особенностях данной культуры, о принципах поведения в ней остаются в очень большой мере неявными и в первой, “сознательной” стадии: они “кодированы” в усваиваемой графической схеме ее средствами и принимаются как данность.
СТРУКТУРА ГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.
ТИПЫ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ПОЧЕРК В КУЛЬТУРЕ.
Степень свободы возможных интерпретаций, при письме, базовых схем, само их количество, диапазон допустимых графических решений и принципов их образования меняется в зависимости от множества условий. Совокупность этих условий, влияющих на процесс и результат письма, может быть объединена в понятии “графической ситуации” времени и места как некоторой цельности. Образуют ее, по крайней мере, следующие факторы:
- Тип(ы) письменности;
- Наличие прописей (базовых общеобязательных схем построения письма), количество и характер их;
- Степень массовой грамотности - следовательно, общий объем письменной практики, степень массового участия в выработке, воспроизводстве, изменении почерковых форм. Это может быть связано также со “средней” для данной культуры развитостью письменного навыка и, более косвенно, со степенью упрощенности или усложненности характерных почерков времени;
- Наличие или отсутствие книгопечатания и других родственных ему средств тиражирования текстов. Этим, в первую очередь, определяется степень и характер “социальной нагрузки” на письмо, проекции на него социально значимых смыслов, - следовательно, и требований к нему, которые принимают форму его регламентированности. Традиционная организованность, иерархия данного социума в допечатных культурах также может моделироваться средствами почерковой графики.
Кроме того, наличие типографских шрифтов в “культурном обороте” важно и как один из источников образцов, по которым хотя бы отчасти строятся почерки времени, откуда заимствуются типы графических решений.
- Технические возможности эпохи: материал и орудия письма;
- Эстетические представления, ценности, привычки, ожидания времени, которые проецируются на письмо, заставляя его строиться в соответствии с ними. (В качестве примера можно привести “барочные” почерки Западной Европы, неоготическое письмо немецкого культурного круга). Можно, кроме того, предположить, что, помимо сознательных принципов и установок, каждая культура обладает некоторым собственным чувством эстетически значимого целого и внутренней дифференцированностью этого чувства. В любом случае, очень вероятно, что всякой культуре и всякому типу письма соответствует и сопутствует определенное мышечное и глазомерное чувство и переживание графически оформляемого пространства. В основе его лежат усвоенные, неявно действующие культурные нормы. Под их влиянием существуют и действуют на довольно больших пространствах тенденции, например, к “образованию угловатому, маюскульному и минускульному, к письму стоячему или связанному (курсивному), к четкой или нечеткой манере, к регуляризации и стилизации письма по величине и форме, к неравномерности, многообразию, к свободе (или связанности) “образа письма”” - т.е. к преобладанию тех или иных типов формообразования. Эти тенденции кристаллизуются, загустевают в стили - на какое-то время.
- Специфичное для культуры чувство пространства и времени.
Многим действиям в разных культурах соответствует разное время, и к письму это безусловно относится. Рост объёма текстов, выполняемых скорописью - как и сам факт появления и развития скорописи, а затем постепенное вымирание медленных, тщательно выстроенных форм письма в европейское Новое Время связаны, помимо прочего, и с тем, что у людей данной культуры появились причины торопиться, их время стало двигаться быстрее и чувствоваться острее - хотя, возможно, и менее подробно: подробному, вдумчивому чувству времени соответствует как раз письмо медленное.
- Преобладающие в данной культуре темпераменты и типы поведения. Вполне очевидно, что каждая культура культивирует, выдвигает в свой центр определенные типы темпераментов - давая им больше возможностей для осуществления. Каждый, так или иначе отрегулированный культурой темперамент получает в ней интерпретацию, среди прочего, и средствами почерковой графики (если таковые, достаточно развитые, имеются).
Все названные и неназванные факторы образуют некоторую культурологически значимую систему и влияют на графический результат одновременно, - хотя в разных культурных ситуациях, вероятно, с разной силой.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)