Под солнцем ноября, или О величии Замысла

Nov 13, 2008 22:11

Невыносимо, по-весеннему, экстатически-ясный и чистый ноябрь, с тончайшим богатством красок, настолько виртуозным, что никакого буйного цветения ему не надо, любое буйное цветение на фоне такой кропотливой, отчётливой работы с цветом и светом покажется безвкусным. Стыдно перед такими состояниями мира (не хватает, я бы сказала, внутреннего совершенства, не говоря уж о внешнем, чтобы принимать их безропотно). Они - слишком незаслуженный дар, только подчёркивающий свою незаслуженность. Они всеми собой, всем своим развёрнутым на целый мир торжеством напоминают маленькому тёмному человеку обо всех неотданных долгах и невыполненных обязательствах сразу, обо всех несбывшихся (разумеется, по его собственной вине) обещаниях и надеждах. Перед лицом такого сияющего, беспощадно-красивого мира стыдно быть маленьким тёмным ничтожеством. Всё-таки красота воспитывает человека, даже будучи разлитой в природе, муштрует его, сопротивляющегося, против его воли.

Она, кажется, делает физически невыносимым быть ничтожеством и жить недостойно. Она властно вызывает человека к бытию и значительности, не заботясь о том, насколько это ему свойственно или удобно, просто выталкивает его к этому. Она делает для человека невозможной жизнь в полудрёме и сумраке, просто спички вставляет ему в глаза, чтобы они у него не закрывались. Живущий, а тем более выросший в эстетически интенсивном, активно гармонизирующем окружении, мнится, лишён возможности быть пассивной посредственностью. В лучшем случае, ха-ха-ха, он будет посредственностью активной.

(Да знаю я, знаю, насколько условно и в конечном счёте несправедливо звание «посредственности». Но это всё - когда о других, а не о собственной ответственности.)

Потому что красота, как экстатическое состояние некоторого участка мира, даёт нам физически пережить то, каким мир способен (а может, и должен) быть, каким он замыслен.

Перед этим приоткрывающимся - чуть-чуть - Замыслом - стыдно за свою косную внеэстетичность: в ней, мнится, есть что-то от предательства Замысла. А тем самым и собственной сущности, разумеется.

Пасмурный день махает на человека рукой: да ладно, фиг с тобой, будь уже каким хочешь, каким можешь, не надрывайся. Он передаёт инициативу человеку в руки (и тот, разумеется, тут же её замусоливает, замыливает, засовывает куда-то…) А ясный день - жесток: он берёт инициативу на себя и тащит, тащит, тащит нас, не заботясь, удобно нам или нет, успеваем мы или нет, не больно ли нам. Да: неудобно, не успеваем, больно. Но ещё больнее, ещё невозможнее - оставаться в своём пасмурном удобстве и вообще не делать попыток «успеть».

Господи, Господи, пошли же скорей пасмурный дождливый день, дай вздохнуть.

ontologia personalis, латентная религиозность, красота, этика существования, трудное, метеорологическая этика, навязчивое, эстетика существования

Previous post Next post
Up