Флешмоб - это хорошо

Oct 11, 2007 01:02

Вопросы, значит, на сей раз от heapster’а:

1) Из всех искусств для Вас важнейшим является?

Вне всяких сомнений, литература: лучше всего я воспринимаю то, что сказано словами, и даже уже: то, что ими написано (устное, звучащее - хуже).

2) Кто из философов оказался для Вас наиболее значимым? (симпатия, близость... наверное, необязательны)

Как ни удивительно - римский стоик Эпиктет. Его «Руководство», найденное в библиотеке Будапештского университета в октябре 1984 года, я переписала от руки целиком (составило небольшую тетрадку) и положила в основу своего тогдашнего мировосприятия. Пожалуй, ни до него, ни после него так цельно и основательно пережит никто из философов не был, остальные, даже сильнее всего интересовавшие - больше умозрительно… хотя, впрочем, это не совсем точно, был ещё один человек, который повлиял ещё более фундаментально. Не уверена, правда, что его можно причислить к философам, но к мыслителям уж точно можно*. Летом 1980-го года, незадолго до моих 15-ти лет, меня почему-то совершенно перевернули письма физиолога Алексея Ухтомского, прочитанные в старом (кажется, за 1972 год) «Новом мире». Тоже конспектировала. Он тогда - как мне показалось - радикально изменил моё отношение к жизни, поселив во мне - удивительно, что только одними своими словами, без доказательств, я сразу поверила, будто того только и ждала - чувство ценности другого человека и тупиковости эгоцентризма. Я помню прямо физически-ощутимо совершившийся переворот в один день: 16-го июля 1980 года. Возникновение другого взгляда.
____________________________
*Предвижу вопросы, как я различаю «философов» и «мыслителей». Примерно так: в слове «философ» мне слышится нечто более профессиональное, систематичное и причастное к культивированию некой культурно укоренённой дисциплины со своими правилами; «мыслители» - люди более вольные, своевольные и дикорастущие.
В этом смысле, пожалуй, Эпиктет - тоже мыслитель. - Но я не настаиваю на этом различии, оно вполне «черновое», внутреннее и может пересматриваться.

3) Каким был Ваш самый страшный сон?

Он снился мне, повторяясь, всё дошкольное детство - на протяжении нескольких, для ребёнка очень долгих лет - за мной во сне приходила Смерть.
Я знала, что это Она, хотя именем Смерти Она себя никогда не называла - всё было и так понятно. Она имела вид высокой-высокой женщины (лицо терялось где-то в вышине и никогда не было видно, но его и нельзя было видеть - я во сне всегда это знала) в длинной, до земли, светлой одежде. Её и вообще-то видеть было нельзя - Она и старалась не показываться, а приближалась ко мне в виде знакомых мне людей - так, чтобы я не догадалась и не ускользнула. Я всегда догадывалась. Её присутствие чувствовалось по едва заметным странностям: по лёгким искажениям в пропорциях предметов, по чуть-чуть необычному поведению тех, чей облик Она принимала. Если замешкаться и не уйти (тогда я умела неким внутренним усилием, не просыпаясь, уходить в другой сон), в последний момент она торжествующе сбрасывала с себя чужую оболочку, радостно объявляла: "Я - Уа!" (это было её настоящее имя, более настоящее, чем «Смерть», и неизмеримо более страшное - его нельзя было произносить - только Она могла. Ударение на последний слог. Боже, как это было страшно.) - и набрасывалась на меня - с целью защекотать насмерть, чтобы я задохнулась от щекотки. Мне удавалось просыпаться (или уходить в другой сон) и на этой стадии, когда уже начинало не хватать воздуха. = После того, как я пошла в школу, Она не приходила ни разу. Почему-то (так чувствовалось) об этом никому нельзя было говорить. Я и не говорила.

4) А вот если Вы архитектор, какой бы построили дом?

Если бы я была всемогущим архитектором (а как же иначе!?), я бы обязательно построила дом-облако из вчерашнего поста! :-))

Если бы чуточку менее всемогущим, то - дом со сложно-перепутанными внутренними пространствами, с перепадами высот, с комнатами разных размеров (этажей, конечно, было бы несколько) - и обязательно были бы внутри таинственные закоулки, ведущие неизвестно куда, в которых происходило бы неведомое даже самому архитектору. У него были бы подземные этажи. А окна могли бы менять свой размер сообразно погоде и настроению обитателей (непременно должно быть возможным устраивать и прозрачный потолок на верхнем этаже). Почему-то хочется, чтобы внешне он был круглый - вернее, куполообразный - и помещался бы у северного моря, среди каменных глыб, поросших мхом.

5) Если исходить из славной индийской теории перерождений, кем Вы были в прошлом рождении? Точнее, кем хотелось бы?

Почему-то всегда хотелось быть в прошлой жизни еврейским интеллектуалом-книжником.

памяти детства, биографическое, философия, флэшмобы-пятивопросники, флэшмобы, восприимчивость, пристрастия, другие жизни, юность, наставники

Previous post Next post
Up