Поспорили мы тут

Sep 22, 2007 00:11

Ну не то что поспорили, но разошлись во мнениях. Друг falcao в одном подзамочном посте (потому не ссылаюсь) выразил свою антипатию к «так называемой “мудрости”», как «сырой», так и «варёной» - надо понимать, к «мудрости» как позиции и претензии (на что-то-де повышенно значительное), а кроме того - как к чему-то фиксированному и посему - едва ли не по определению - мёртвому.

То ли дело, говорит он, «процесс познания» или «мыслительная деятельность» - нечто, надо опять же понимать, текучее, подвижное, открытое, - только избави Бог думать, будто «назначение» этого - в том, чтобы накопить как можно больше мудростей. С (готовыми) мудростями-де больше нечего и делать, как только складывать их в пронафталиненных сундуках, а это уж и вовсе никуда не годится, от этого по определению ничего настоящего не будет.

Он также чувствует излишним (и / или искажающим суть вещей) слово «философ», - находя в нём необоснованную (необосновываемую?) претензию на «любомудрие» и считая, что универсальным словом «мыслитель» вполне можно обойтись (недаром, дескать, слово «философствовать» имеет - в обыденном, надо понимать, употреблении - негативный оттенок - а разве имеет? И если да - ох мне это обыденное употребление…)

Живьём, словом, мысль надо брать, живьём! Пока она тёпленькая и и бегает :-) И тут же прямо, сырой, сладостно разрывая ещё трепещущее мясо, - поедать, поедать...

И сослался-то ведь на меня, некогда обзывавшую книги «консервами»!

Так вот по сему поводу хочется сказать:

Было дело, было. «Консервами» книги я и впрямь когда-то обзывала. С существенной, впрочем, разницей и поправкой на хромоту всех метафор: это всё-таки (в том числе и «мудрость», в книгах написанная) - живые консервы: их открываешь, а они начинают расти и размножаться :-))) Может быть, чуть более подходящим сравнением для так или иначе зафиксированных «чужих» мыслей было бы сравнение их с семенами, находимыми в каких-нибудь пирамидах. Посеешь их, пролежавших в темноте Бог знает сколько времени, - а они - рррраз! - и проросли себе, как будто никакого времени нет (а его и нет... ;-))

Кажется мне, что «накопление мудростей» не мертво никогда - по оп-ре-де-ле-ни-ю. Собираемые мысли, уже благодаря самому факту хранения их вместе, способны вступать в взаимодействие и срастаться в цельности. (Иной раз бывают весьма любопытные эффекты от «простого» прочтения двух книг подряд или одновременно).

Кроме того, мне кажется, что «мыслитель» и «философ» - вещи всё-таки разные. Последний - частная (но полноценная!) разновидность первого и представляет определённый тип «мыслительства», определённый угол наклона мысли по отношению к бытию. Вообще чувствую, что и культуре, и языку стоит доверять: раз они изобрели разные слова, есть вероятность, что за ними всё-таки стоят различные, разно устроенные сущности, имеющие свои резоны для существования.

Кажется мне и то, что известная степень фиксированности, остановленности необходима всякому текучему и открытому, чтобы у него была опора, чтобы оно сохраняло свои формы, отнюдь не размываясь контекстом.

…Изобрела тут по ходу дела прелестнейший интерес (это в список интересов; хотя вставить уже некуда - но найдём): чувственность умозрительного. Сию минуту не возьмусь объяснять, что это такое, но известная внутренняя очевидность на сей счёт явно имеется. Пойдём впишем, что ли…

френдлента, мысли в ответ, интересы, изготовление смысла, разговоры на расстоянии

Previous post Next post
Up