Sep 01, 2007 01:57
А всё-таки с летом прощаться грустно: хотя бы уже потому, что с возрастом во всяком прощании появляется вкус чего-то окончательного, непоправимого.
Впрочем, у меня этот привкус был всегда (едва ли не изначально, во всяком случае с очень раннего возраста меня сопровождало чувство, так сказать, лёгкой катастрофичности бытия), в этом смысле никакой возраст мне ничего не добавляет, разве что подтверждает и уточняет. Впрочем же, добавляет он мне радостно-удивлённо-не-вполне-доверчивой благодарности за всё, что, будучи несомненно и неоспоримо обречённым - тем не менее существует.
Чем очевиднее (…рутиннее, я бы сказала) катастрофичность бытия - тем острее, тем исключительнее всякая радость.
Прощание с летом - ежегодное упражнение в утрате. Время, специально изобретённое для того, чтобы давать себе отчёт в не(до)выполненных планах, в не(до)сбывшихся летних ожиданиях. Это такой особенный жанр внутренних действий, свойственный почему-то исключительно последним дням лета. Время для проживания грусти - независимо от наличия реальных стимулов и поводов к ней.
Молодой сентябрь задаёт душе совершенно другой тонус.
Подобно ритуалу, простая смена времён года концентрирует наше внимание на тех или иных сторонах человеческого бытия, поворачивает к нам это бытие разными сторонами, чтобы мы получше рассмотрели. Подобно ритуалу, смена времён года - форма для человекособирания.
А опыт утрат - совершенно каждодневная, на самом деле, вещь. Воздух, которым мы дышим, состоит из утрат, мы сами из них состоим.
Ведь и приобретение - даже счастливое! - и то своего рода утрата: сложившихся равновесий, которые оно так или иначе ломает или нарушает.
Но и всякая утрата - своего рода приобретение: потому что всё, что нами утрачено, уже не может быть у нас отнято, оно теперь всегда с нами.
Так всегда теперь будет с нами и лето 2007 года.
сезонная психология,
биографическое,
утраты,
возраст,
история чувств,
удел человеческий,
сезонные смыслы,
жанры действий