О «хороших» и «плохих» людях

Apr 12, 2007 01:09

Друг мой falcao писал вчера [в подзамочной записи (http://falcao.livejournal.com/56898.html#cutid1 ) - поэтому цитирую не всё] о бессмысленности деления людей на «хороших» и «плохих»: «такое деление слишком грубо, и оно чревато наделением людей дополнительными свойствами. … ( Read more... )

френдлента, мысли в ответ, этика существования, записки плохого человека, ситуативная антропология, разговоры на расстоянии

Leave a comment

завешенные требования falcao April 11 2007, 22:53:07 UTC
Я, пожалуй, начну с такого формального возражения. Мне кажется, поступки если и следует трактовать как хорошие или плохие, то никак не по отношению к кому-то, а только сами по себе.

Грубо говоря, некто совершает поступок. Мы смотрим на это глазами Бога. Для атеиста -- мысленно представляем себе все последствия. В итоге поступок оказывается хорошим, плохим или нейтральным. "Кто-то" в этом процессе в принципе не играет роли -- критерий вполне объективен.

Я даже могу источник ошибки указать. Он состоит в неявно принимаемом постулате, что если от какого-то поступка кому-то (временно) стало плохо, то этот поступок является плохим как минимум "по отношению к". Но это в корне неверно! Постулат является заблуждением; он представляет собой прекраснодушную сентенцию о том, что людей следует по возможности ублажать, доставлять им удовольствие. Ясно, что это не так, и я считаю лишним даже обосновывать своё возражение.

Очевидная несостоятельность этого постулата не мешает тому, что он, будучи занесён воспитанием, сидит где-то в уголках мозга и периодически мешает. "Делайте добро людям". Уже это -- уродство. Потому что добро не имеет адреса. По сути дела, речь идёт об угодничестве, названном благим именем.

Человек должен считаться с другими -- это для меня безусловно. Но это лишь часть более общего принципа -- считаться с обстоятельствами, с окружающей действительностью. И считаться -- это значит в первую очередь понимать, но не потакать.

Что касается интерсов, то взаимодействие людей ведёт к ущемлению чьих-то интересов неизбежно. Это не трагедия. Я сел в метро на сидение, и тем самым лишил кого-то аналогичной возможности. И это совсем не плохо. Если плохо, то в той лишь мере, в какой "плохо" моё существование на свете. Людей, которые живут и при этом не сделали кому-то "плохо", просто не бывает. "Задевая друг друга, идём" (с) Это всё мелочи, и их надо прощать. Поэтому я считаю, что такие поступки не могут никого портить -- портит сидящее внутри ложное чувство ответственности, а также "перфекционизм".

Reply

Re: завешенные требования yettergjart April 12 2007, 20:29:08 UTC
Скорее всего, всё это так и есть, - я всего лишь формулировала то чувство, с которым живу. (А то, что нельзя жить, не причиняя той или иной формы ущерба другим, я, помнится, пережила, осознав, как трагедию лет в 14, и до сих пор, кажется, не вполне с этим смирилась :-\)

Reply


Leave a comment

Up