И что же сказал библиофаг

Sep 26, 2020 01:39

в ходе разговора на портале "Textura" о "поэте десятилетия" (2010-2020)?

Вопросы были заданы такие:

(1) Кого бы Вы могли назвать «поэтом десятилетия» (2010-2020 гг.)? (При ответе можно учитывать любые факторы: как творческую продуктивность, так и личную/вкусовую заинтересованность в творчестве конкретного поэта, или их сочетание). Что Вы сами вкладываете в это определение - и почему?

(2) Расскажите о поэтической эволюции выбранного автора. Менялась ли его манера и, если да, то как?

(3) Общим местом в наши дни стало наличие культурного перепроизводства - или, как уточняет Евгений Абдуллаев в нашем предыдущем опросе, «информационного перепроизводства. Культурно-значимых книг (фильмов, спектаклей…) “производилось” в десятые не больше, чем в нулевые или девяностые. А вот информационный гул - возрос до верхнего акустического порога». В связи с этим хочется спросить: занял ли выбранный Вами автор достойное место в литературном контексте, уместно ли говорить о его признанности? Если да, то какие качества его личности/поэтики поспособствовали этому? Если нет, то почему, на Ваш взгляд, это произошло?

И сказала она:

1. Ну, я всё-таки с большой осторожностью отношусь к таким размашистым обобщениям, поэзия вообще и русская в частности слишком обширна и разнообразна, чтобы можно было назначить кого-то одного знаковой фигурой. По счастью, тут можно найти решение на путях откровенной субъективности и назвать «поэтом десятилетия» кого-то такого, кто стал (по моему именно чувству) поэтическим событием как раз между 2010-м и 2020-м и самим своим присутствием нечто изменил в общей поэтической картине времени (в том её виде, в каком она отражается в моих глазах). За это звание в моём воображении конкурировало несколько авторов, и я в конце концов решила выбрать Богдана Агриса, ставшего открытием, надеюсь, не только моим (по собственному признанию, серьёзно и систематически он пишет вообще с 2015 года). В прошлом году он издал первую небольшую книгу стихов «Дальний полустанок» - и сразу сильных и зрелых. Его поэтическая генеалогия (по меньшей мере, одна из её линий) восходит через Мандельштама, Заболоцкого, Тютчева (один из корней внятно тянется к Хлебникову) к Державину и Ломоносову. Он принадлежит к редкой у нас, редкой вообще породе поэтов-натурфилософов, выговаривающих устройство мироздания в целом, ход пронизывающих его процессов и сил. В его случае, пожалуй, есть основания говорить о персональной мифологии, натурфилософии, онтологии при - одновременно - очень сильном (чем дальше, тем, кажется, сильней, - это уже об эволюции) музыкальном начале. Тоже крайне редко соединяющиеся свойства. И он очень цельный внутренне: в каком-то смысле через любой его текст можно рассмотреть свойства его поэтической ткани в целом.

На поэтической карте десятилетия Агрис безусловно занял индивидуальное место, - потому и выбираю его «поэтом десятилетия», что он разрабатывает области, не слишком освоенные современной поэтической речью. Наконец, это просто моё личное пристрастие (с этого следовало бы начинать - так я и начала): он чувствуется мне одновременно энергетически мощным и трепетно, чутко живым, это редкостное сочетание.

2. Пока сложно говорить об эволюции Агриса, всё-таки он издал только одну книгу (и собрал, но ещё не издал, вторую); то же, что этим книгам предшествует, от наших глаз по большей части скрыто (но в интернете кое-что отыскивается: на основе того, что удалось разыскать, я бы сказала, что он делается всё глубже, жёстче, точнее и строже).

3. Я как-то не очень представляю себе, что такое достойное место в литературном контексте. Наличие учеников и подражателей? Об этом можно будет судить только по прошествии времени. Но вот вдумчивых, основательных рецензий на него, по-моему, ощутимо не хватило (они были, но их было совсем немного). Объяснить это я могу тем, что то, что он пишет, - в стороне от всякой актуальности, от любой злобы дня, включая и поэтическую, и в каком-то смысле помимо времени с его «информационным гулом» вообще (да ещё выговаривается языком несколько архаическим, в силу чего он может показаться пришельцем из других поэтических эпох, а может быть, отчасти так оно и есть). Вполне вероятно, такое мало кому по нраву, а мне как раз да.

Всё в целом: http://textura.club/poet-desyatiletiya/

умственные продукты, поэты, что сказал библиофаг

Previous post Next post
Up