Об этике лёгкости

Jul 25, 2020 00:55

…идеал (почти недостижимый, но стремиться, «лежать в направлении мечты», знать своё направление можно и нужно, - направление формирует, мнится, даже тогда, когда в нём не движешься): лёгкость не как слепота к тяжёлому, тёмному и тревожному (случайно ли все эти слова на «т» в русском языке как на подбор цвета застарело-притоптанной земли, а «лёгкость» со своим «ль», с пузырьками своих гласных свеже-зелена, как новорождённые листья?), к неповоротливому и косному, - но лёгкость вопреки всему этому, зрячая и дерзкая, осознающая их в полный рост, и всё равно отваживающаяся быть самой собой, притом так, что без малейших видимых следов усилий, без рубцов, шрамов, измученных напряжением мускулов, - летучая лёгкость, весенний свет.

Когда, как не осенью жизни - а уже она, всё сентябрее мой сентябрь, - мечтать о весеннем свете, о том, чтобы воспроизвести его в себе, собой, быть им.

Всю молодость (вполне предсказуемым и типичным образом) прообожав тяжесть и надрыв («пласты ворочать»), темноту как свидетельство глубины и внутренний пламень как свидетельство интенсивности, (горько и безнадёжно - слишком долго прообожала эти модусы действия, чуть ли не любого) завидую теперь дару и умению лёгкости - вопреки тяжести, тонкой прямоты - назло всем толстым кривизнам.

Особенная этика: не совать людям в глаза внутреннего огня, его жжения и горечи, его копоти и чада, его углей и золы. Лёгкость - как необходимый минимум - вежливость с миром и людьми, как чаемый максимум - милосердие к ним.



Олександр Шандор. Перевал. Село Річка.

огонь, история чувств, лёгкость, phaenomenologia interior

Previous post Next post
Up