И что же сказал библиофаг,

Jul 13, 2020 19:49

будучи, в лестной для себя компании, спрошен электронным журналом "Textura" о литературных итогах первого полугодия 2020-го года? - Ну вот что-то вроде этого:

http://textura.club/lit-itogi-pervogo-polugodiya-2020-ch-2/

Вопросы были такие:

1. Чем запомнилось Вам прошедшее условное «полугодие» (январь-июнь 2020)? Какие события, имена, тенденции оказались важнейшими в этот период?
2. Назовите несколько самых значительных книг прошедшего полугодия (поэзия, проза, нон-фикшн).
3. Появились ли на горизонте в этот период интересные авторы, на которых стоит обратить внимание? Удивил ли кто-то из уже известных неожиданными открытиями?
4. Как, по Вашим ощущениям, пандемия повлияла на литературный процесс и собственно на Ваш писательский опыт? Скажите несколько слов о Ваших прогнозах в отношении литературного будущего, обусловленных нынешней ситуацией.

И сказала она, то есть

Ольга БАЛЛА-ГЕРТМАН, литературный критик, эссеист, редактор журналов «Знание - Сила» и «Знамя»:

К сожалению, самыми интенсивными в смысле хождения по книжным и слежения за новинками в этом году для меня оказались январь с февралём и первые четыре дня марта, то есть содержательных наблюдений немного и для качественных обобщений их явно недостаёт. Но зато благодаря фейсбуку и иным средствам электронного информирования знаю, что даже во время нашего сидения в затворе вышло много хороших книг, - ещё не все они в моих руках в своём бумажном облике, может быть, некоторые этого облика ещё и не обрели.

Всё-таки мне пока проще говорить о «точечных» явлениях, об отдельных зацепивших, взволновавших, заинтересовавших меня книгах, они ещё не лепятся в цельную картину, хотя, может быть, в то самое время, пока я буду писать этот текст, начнут лепиться.

Итак, в этом полугодии у меня прежде всего составился большой список ожиданий, предвкушений, мечтаний и надежд, планов и прожектов. (Пусть это будет тенденцией полугодия: интенсивное проектирование читательского будущего!).

Вряд ли стоит загромождать эти рефлексии о прошедшем списком того, что пребывает ещё в статусе будущего, но некоторые самые жгучие ожидания назову.

Прежде всего, много интереснейших книг выпустило «Новое литературное обозрение» (ещё ни одной из них я не видела, пока всё в планах, но уже можно быть уверенными, что это стоит интереса и читательских усилий): интеллектуальную биографию Клиффорда Гирца, книгу о советском школьном кино «Скрытый учебный план» Вадима Михайлина и Галины Беляевой. Дожидаются моего внимания книги Стюарта Голдберга «Мандельштам, Блок и границы мифопоэтического символизма» и Константина Каминского «Электророман Андрея Платонова», двухтомник «Язык и семиотика тела», «К русской речи: Идиоматика и семантика в поэтическом языке Осипа Мандельштама» Павла Успенского и Вероники Файнберг (всё, всё это «НЛО»). А вот в «Новом издательстве» вышла и тоже ждёт моего участия «“Гибель Запада” и другие мемы» Александра Долинина.

Кое-что в электронном виде успело до меня добраться. Очень порадовал появившийся, насколько я понимаю, совсем недавно перевод записок Монтеня о его путешествии в Германию и Италию (никогда не виданное или не замечавшееся до сих пор мною петербургское издательство «ООО Редакционно-издательский центр “Культ-информ-пресс”»). Пока читаю.

А вот из уже прочитанного:

Не могу не признаться в очередной раз в пристрастии к прозе Андрея Левкина и в данном случае - к его вышедшей в «НЛО» книге «Голые мозги, кафельный прилавок».

Кажется, ещё не издал своей второй поэтической книги «Звезда молочай» - но уже собрал её (и дал возможность мне её прочитать) - Богдан Агрис, она должна быть причтена к числу важных читательских событий минувшего полугодия. И раз уж мы об этом заговорили, надо сразу назвать важные поэтические книги этих месяцев:

Сергей Лейбград. Убитое время: Стихи (2016-2020). - Самара: Слово, 2020;

Мария Степанова. Старый мир: Починка жизни: М.: Новое издательство, 2020;

Геннадий Каневский. Не пытайтесь покинуть. - Киев: Paradigma, 2020;

Екатерина Симонова. Два её единственных платья. - М.: НЛО, 2020;

Андрей Сен-Сеньков. Шаровая молния шариковой ручки. - М.: всегоничего, 2020;

Анна Грувер. Демиурги в фальшивых найках (UGAR);

Посмертный поэтический сборник Олега Юрьева «Книга обстоятельств» (НЛО).

Было интересно прочитать в большом объёме Михаила Фельдмана («Ещё одно имя Богу», ЛитГост, 2020), погибшего тридцати шести лет в 1988-м.

Очень хорош «Однотомник» Аркадия Штыпеля (Б.С.Г.-Пресс), вобравший в себя результаты чуть ли не всей его поэтической работы вообще (формальная дата его издания - 2019-й, но попал в мои руки в электронном его облике и был прочитан он уже в 2020-м).

Из прозаического стоит назвать «Чурова и Чурбанова» Ксении Букши (АСТ) и умный, плотный, с жёстким, свободным от иллюзий - мне всё напрашивалось слово «хирургическим» - видением человеческой природы (жёсткость без жестокости, более того - безутешность без трагизма - вот что нечасто увидишь), если вообще) сборник прозы Ольги Елагиной «Контурные карты» (Издательская группа «Традиция»).

Чуть не забыла вышедшего одной книгой «Одного мальчика» Виталия Пуханова (М.: РИПОЛ-классик / Пальмира).

И трогательные, мудрые «Сны о Чуне» Дмитрия Воденникова (АСТ: Редакция Елены Шубиной).

Нельзя не назвать «Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР» Александры Архиповой и Анны Кирзюк (Новое литературное обозрение).

Да, ещё! - роскошнейшая - по объёму и по интенсивности рефлексии «Лондон: Арттерритория» Кирилла Кобрина, изданная петербургской «Аркой».

Кстати! - в этом полугодии оргкомитет (или как это называется?) премии «Неистовый Виссарион» выпустил сборник работ финалистов прошлогоднего конкурса (издание Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, Екатеринбург). Вот было интересное чтение!

В качестве отдельной читательской радости должна быть названа газета «Logos Review of Books» под редакцией Валерия Анашвили, рецензионное приложение к философско-журналу «Логос», первый номер которой, исключительно насыщенный, появился как раз в этом полугодии.

2. Василий Кондратьев. Показания поэтов (практически полное собрание его прозы. НЛО);

Эмили ван Баскирк. Проза Лидии Гинзбург: реальность в поисках литературы (НЛО);

Андрей Зорин. Жизнь Льва Толстого (НЛО);

Homo Scriptor: Сборник статей и материалов в честь 70-летия М. Эпштейна; под ред. М. Липовецкого (НЛО);

Второй выпуск «Философского проективного словаря» (под редакцией Григория Тульчинского и Михаила Эпштейна) (Алетейя);

Алла Горбунова. Конец света, моя любовь (НЛО) - художественная рефлексия девяностых, увиденных детскими глазами;

Николай Кононов. Гимны (Пальмира);

Полина Барскова. Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов (Издательство Ивана Лимбаха) - о разных типах поэтического реагирования на катастрофу;

Ольга Седакова. Перевести Данте (Издательство Ивана Лимбаха);

Дмитрий Бавильский. Желание быть городом: Итальянский травелог эпохи Твиттера в шести частях и 35 городах (НЛО);

Эрнст Юнгер. Уход в лес (Ад Маргинем Пресс).

3. Сергей Рыбкин, конечно, появился на горизонте не в этом году, но я назову его, пожалуй, в этом пункте, потому что в эти месяцы вышла его первая поэтическая книга «Вдали от людей» и он впервые был мной систематически прочитан, так что к личным открытиям его причислить можно. В числе открытий должен быть назван и неведомый мне до этого года Карен Тараян, издавший в этом году в «Воймеге» сборник «Неделимое частное».

4. Честно сказать, мне не кажется, что она как-то на него повлияла (два с половиной месяца - всё-таки не такой большой срок, чтобы повлиять на литературный процесс радикально). По крайней мере, если такое и произошло, мы сможем это увидеть, когда пройдёт время и перед нами будут результаты работы, в это время совершавшейся. О будущем же я всегда знаю лишь одно: то, что оно непредсказуемо и неожиданно.

Что до меня - о да, на меня повлияло. Но не столько на писательский процесс (он примерно всегда один и тот же: тексты к дэдлайнам и дневниковое самокомментирование, разве что в самоизоляции совсем уж без перерывов), сколько на издательский. Я дерзнула издать сборничек своих юношеских стихов и подготовить к печати, наконец, два (!) больших сборника текстов о книгах. Один готовился давно, второй - вместе с его идеей - сложился стремительно, а пандемия с отсутствием необходимости ездить на работу дала время всем этим заниматься.

Вообще, признаюсь, месяцы карантина прошли очень содержательно. Было что читать, было над чем думать, было чем заниматься - и совсем не надо было носиться между разными точками своей принадлежности. Это время оказалось таким огромным, что когда теперь оглядываешься на бывшее, скажем, в марте, кажется, что оно было давно, чуть ли не в прошлом году. Когда бы всё это не на фоне катастрофы и не в прямое следствие её, такой образ жизни был бы чем-то очень близким к счастью. И да, этого времени всё равно было мало и не хватило.

умственные продукты, итоги-2020, хроники самоизоляции, что сказал библиофаг, библиофагия

Previous post Next post
Up