(Насмотревшись чужих фотографий)

Jul 16, 2019 23:50

Красота - таинственный, тревожный дар (такой же мощный и не вполне управляемый своим носителем, как любой другой дар - поэтический или музыкальный, - и совершенно равноценный всякому дару, и так же своим носителем владеющий, диктующий ему что-то неведомое нам, некрасивым), вызов общей неустроенности мира, его обречённости, собственной своей обречённости. Она - экстасис, исключение, она исступает из смиренных норм и оспаривает их. (Я не знаю, как люди с ней живут.) Она - огонь, не согревающий жизнь (для этого исчерпывающе достаточно и более слабых средств - типа симпатичности, уютности и т.п. - к красоте, грозной как молния, они могут не иметь - да в общем и не имеют - никакого отношения), но прожигающий её насквозь. Достающий до корней существования. Она гораздо больше эстетики, перерастает её: она онтологична, что-то говорит нам о самом бытии. Она тревожнее гармонии (последняя всё-таки уравновешивает. Красота - выбивает из равновесий). Мир едва выносит её, дерзкую, осмелившуюся быть. Он слишком контрастирует с ней. Красота перенапрягает своим присутствием саму материю жизни, которой же надо как-то на красоту ответить - а она не знает, как.

(А вот что она этична - это да. Перед нею жгуче-стыдно за своё "несовершенство" - распространяющееся как бы на все области твоего существования сразу - даже если головой прекрасно понимаешь, что ни на что это "совершенство" не нужно и вообще оно недостижимо. Не нужно, недостижимо - а всё равно огонь.)

С некрасивым спокойно. Оно милосердно к нам.

This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/442392.html. Please comment there using OpenID.

огонь, ontologia personalis, этика эстетики, повседневность и экстатика, aesthetica personalis, вещество жизни, этика неэтического, красота, этика существования, эстетика существования

Previous post Next post
Up