Памяти потерянного ежедневника

Jul 11, 2019 01:23

Потеря важного предмета - нарушающая (и без того зыбкое) экзистенциальное равновесие, пробивающая (и без того хрупкую) защитную оболочку, которую наволакивают вокруг человека близкие ему предметы, - хороша тем (чем важнее предмет, тем потеря, так сказать, лучше), что даёт повод поупражняться в изобретении утешающих формулировок, которые это равновесие хоть отчасти восстанавливают.

(Привычные предметы - образуя и между собою некоторую, сложную, обыкновенно неисследимую разумом систему, действует, так сказать, мимовольно, - развешиваются вокруг человека, как гирьки, сообщая ему равновесие и устойчивость. Он как бы передоверяет им часть самого себя, часть собственной способности это равновесие удерживать (чего, разумеется, не стоит делать; что, разумеется, происходит почти с неизбежностью). А потом один утратился - и глядь, вся конструкция поехала…)

(Без зависимостей, без уязвимой их оболочки никак: человек без зависимостей гол, они - ещё один слой его одежды: защищающей, формирующей, подающей многообразные знаки и миру, и самому человеку.)

Оплакав утраченное (да, по предметам, пусть совершенно незначительным в каком бы то ни было масштабе, тоже нужна своя, соразмерная им работа скорби) - хоть немного освобождаешься: и от него (от своей зависимости от него, да! - хорошо-привычная, точно ложащаяся в руку вещь создаёт довольно прочные отношения зависимости от неё), и от утраты. Оплакивание (хоть предмета - формулировками) - ритуал освобождения.

Чтобы тут же начать создавать себе условия для новых зависимостей.

This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/441026.html. Please comment there using OpenID.

ритуалы повседневности, утраты, anthropologia personalis, антропология вещи, утешалки

Previous post Next post
Up