Об уточняющих чтениях

Dec 28, 2006 03:44

Журналы своих френдов можно, окажывается, не только читать, но и перечитывать. Я вообще мало что перечитываю (уж очень жизнь коротка, до сих пор, как ни наивно, хочется как можно больше прочитать - как будто мы это в «послежизние» с собою заберём [а кто знает, может, и заберём?…] ), но есть слова, перечитывание которых - заново-переживание их ритма - приводит душу в порядок, уточняет в ней некоторые вещи.

Вот совсем недавно у меня появился такой френд, которого я уже перечитываю. Этим мне с моими друзьями-френдами непременно хочется поделиться: стОит того.

homo_nudus:
«Есть такое прошлое, которое как больное сердце - с ним трудно, а без него никак уже нельзя» (http://homo-nudus.livejournal.com/43746.html ).

Он же:

«Уже нет биографии. Осталась только взлётная полоса, а на ней маленький самолётик набирает скорость. Ни вешек, ни разметки, непонятно, сколько ещё так нестись, но это не важно. Есть все время рождающееся мгновение накануне отрыва от земли, и каждый раз оно неожиданно. Кроме этого мгновения и этого кануна, кажется, уже ничего не важно. » (http://homo-nudus.livejournal.com/58206.html )

Даааааааа…

И вот это ещё (http://homo-nudus.livejournal.com/12314.html ):

« (…) Мат в чем-то сродни беспомощному молчанию - когда не находишь слов. В момент истины, в пограничной ситуации, в предынфарктном состоянии мы пользуемся словами, значение которых до предела "низменно".

По отношению к Богу употребляли самые разные образы, иногда совершенно не возвышенные. И чем низменнее образ, тем он часто был лучше. Потому что все образы одинаково далеки от Него, одинаково бессильны выразить Его. Но, слыша "Благо", "Красота", "Истина", мы подвергаемся большей опасности отождествить Его с этими спекулятивными конструктами. В словах же "червь" и "камень" резче видна бездна между Ним и словом. Это классика апофатического мышления.

Человек ведь всегда человек. И в большом, и в малом он пользуется методами одного рода. Когда не хватает слов, мы инстинктивно берем самые грубые, чтобы не показалось, что наши слова действительно выражают то, что у нас внутри. Это бытовая апофатика современного человека. Нецензурные слова становятся самой экзистенциальной частью языка. Они - отчаяние в языке, отчаяние в мысли. Они предел языка, как нищие порой - предел человечества, за которым оно уже перерастает себя и обретает иное богатство.

Конечно, пользуются ими и всуе. По привычке и по всяким скучным причинам. В попсе ведь тоже через каждое слово повторяется "любовь".
Впрочем, некоторые люди всё время живут в пограничной ситуации. Для них перманентный мат - это онемение от шока. Или обет молчания. »

(Выделено и здесь и дальше мной - О.Б.)

И вот:

http://homo-nudus.livejournal.com/6415.html

« Мы часто воспринимаем Бога как старьёвщика, Которому можно принести себя только тогда, когда тебя никто не купил. И ты потерял надежду, что кто-то ещё купит.

Мне кажется, что вера берется ниоткуда. В том смысле, что она беспричинна, свободна. Она - самый первый шаг, который мы можем сделать. Она как любовь - все причины ниже самой любви, если это любовь. Поставить веру в зависимость от чего-то невозможно, она - начало отсчёта. От того, доверяешь ли ты Кому-то в этой вселенной, зависит всё остальное - насколько ты можешь доверять своему уму, сердцу, глазам, людям. В конце концов, зависит то, веришь ли ты, что кто-то есть в этом мире, кроме тебя и твоих снов. Этот выбор все делают, но не все это осознают. И не все делают из него все выводы для ума и сердца.
Для ума, когда он это поймёт, это уже как бы на всю жизнь, кажется. Но сердце - его будить надо всё время. »

И вот совершенно обалденное:

http://homo-nudus.livejournal.com/1358.html

« Грустное слово - "совершенство". Бывает, сердце сжимается от безотчетной тоски, когда его слышишь. Помню, друзья задавали вопросы: "Ну хорошо, представь, вот ты достиг своей счастливой вечности. Что же дальше? Так и будешь вечно сидеть на одном месте, петь гимны и наслаждаться? И не надоест?"

Мы всю жизнь боремся и привыкли ощущать движение только по силе преодолеваемого сопротивления. Нам кажется, что при исчезновении сопротивления мы остановимся, движение застынет, полет закончится. Нам станет скучно без усилий.

Но совершенство не конец пути, оно начало пути, на котором ничто уже не будет мешать. Мешать отдавать себя. Нам трудно представить движение, которому ничего не мешает, но когда-нибудь мы поймем, что только такое движение и есть настоящее движение, только от такого полета по-настоящему захватывает дух.

Совершенная вещь - не та, к которой нечего добавить. Совершенная вещь - та, которой ничего не мешает, границы которой разомкнуты - не навстречу самоуничтожению, но навстречу обретению голоса, которым можно сказать о несказанном, о любви. Будь эта вещь колонной или вазой, будь она человеком.

Мы идем не к вечному концу, а к вечному началу. Наш путь - не путь расставаний. Наш путь - путь встреч навсегда. Мы всегда будем не уходить от, а идти к, и то, к чему мы будем идти, оно всегда будет бесконечно больше нашего пути. И и в то же время оно всегда будет рядом и родным.

Мы не входим куда-то, мы все время выходим навстречу чему-то, кому-то, Кому-то...
Может разлуки и обостряют любовь. Но когда скучно вместе, скучно без боли - это тоже не любовь. Любовь, это когда другой всегда рядом, а ты не можешь никогда на него насмотреться, не можешь до конца отдать себя, просто потому, что оба неисчерпаемы... Не пусты и неопределенны - нет, дорога каждая морщинка, каждая грань, мелочь. Но именно это всё и неисчерпаемо, эти мокрые листья, трава и лужи в другом... »

И вот:

http://homo-nudus.livejournal.com/1119.html

« Мы прибрели обыкновение славить Бога странным способом. Мы оплевываем одно, осуждаем другое, называем скверной третье. Мы превращаем мир в зловонный выжженный пустырь, за границами которого где-то находится Бог, о Котором мы знаем только то, что Он - не все эти гадости. Довольно печальное славословие. Однако, кажется, мир скорее запущенный сад, нежели помойка. Может быть даже больной сад. И Бог хорош не потому, что жизнь плоха - это была бы слишком недостойная Его слава. Бог прекрасен, потому что Он неизмеримо прекраснее прекрасного мира. Наш свет по сравнению с Божиим светом - не тьма, потому что он свет благодаря Божию свету, благодаря причастности этому свету. Просто он очень слабый свет. И наша немощная любовь - не ненависть и даже не равнодушие по сравнению с Божией любовью, потому что это было бы хулой по отношению к Тому, Кто дает нам силы к этой немощной любви, силы, соразмерные нашей слабости. Да, свеча или лампа, освещающие тьму, если их поставить на солнце, могут отбросить тень даже в направлении своего света. Но, как и солнце, слава Божия не нуждается в очернении мира, чтобы светить во всю свою безграничную мощь. И она будет только ярче и яснее для нас, если мы дадим ей место рядом с нами, если будем благодарны именно ей за блики и отсветы, играющие на глади мира, а не будем с суровым и благочестивым лицом торжественно изгонять ее из земного дома.

И если мы отворачиваемся от мира к Богу, то не потому, что мир заслужил презрения, но потому, что Бог достоин ни с чем не сравнимого внимания. Уходя от мира к Богу, мы должны брать мир с собой, а не оставлять его в тени смертной. С другой стороны, не увидев Бога, мы не увидим по-настоящему ни мира, ни человека, и не придя к Богу, мы не придем по-настоящему ни к миру, ни к человеку, хотя в обоих случаях последнее и не есть причина или цель первого.

Поворачиваясь к Богу, мы в какой-то мере обращаем к Нему и мир. Тогда он становится в самое естественное для него сейчас положение - напряженно, с нетерпением и страданием всматриваясь навстречу грядущему Садовнику, Который излечит его болезни. И тогда нам не придется прощаться взглядами с чем бы то ни было, потому что Он станет "всяческая во всем", предоставляя всему жить в полную меру. »

Мне хочется помнить это всегда.

френды, экзистенциальное, ЖЖ

Previous post Next post
Up