Jan 31, 2016 23:44
Кажется, я перестала (или активно перестаю) чувствовать, что жизнь вообще - и моя в частности - нуждается в оправдании (в некотором, так сказать, удвоении самой себя: мало её на уровне феноменов и фактов, - чтобы полностью быть, надо быть ещё на уровне смысла, - это, собственно, и есть настоящий уровень - настоящее существование, а факты с феноменами - только сырьё для смысла, только повод к нему, и когда бы можно было обходиться без фактов и феноменов - вот было бы хорошо! - Таков был невроз не только начала жизни, но и середины её и даже начала её конца.)
Вполне вероятно, что это связано с возрастным убыванием ресурсов (скорее всего, так оно и есть, - но не верно ли в таком случае, что убывание ресурсов открывает нам глаза на кое-что такое, чего их избыток - захлёстывая взор - не позволяет видеть? - Шумевшие, полные красок листья облетают, и сквозь тонкие, графичные голые ветки становится видно небо.). Во всяком случае, я теперь склонна чувствовать, что жизнь оправдана и осмыслена сама по себе и / или погружена, вся целиком, в смысл такого масштаба, которого мы просто не можем охватить воображением.
В некотором понимании всё - разговор о смысле (вот об этом самом, в который всё погружено): вещи, повседневные движения, пятна света. - В некотором понимании поэтому о нём не надо заботиться специальными усилиями: он совершается и так.
(Это вполне может быть истолковано как сдача позиций - человеком, который всю первую половину жизни и всё начало второй протерзался неотступной задачей добывания и изготовления смысла, без которого жизнь не в жизнь. Индустрией смысла, культивированием смысла. - даже если он сам растёт, стричь же надо, пропалывать, окапывать, поливать, - разве нет? Или он - как дерево в лесу, вернее - как лес? Растёт, и главное - ему не мешать?)
работа убывания,
история чувств,
психопатология обыденной жизни,
экзистенциальная оптика,
сидеть сложа руки,
изготовление смысла,
возраст