О принадлежности

Nov 11, 2006 00:23

Вначале этот пост задумывался как «Оправдание флешмобов». Мы тут с perlovka_blog перекинулись репликами по поводу ЖЖ-обыкновения задавать вопросы типа: «выделите столько-то самых значительных / самых любимых поэтов / писателей» и отвечать на эти вопросы (http://perlovka-blog.livejournal.com/143035.html , да, собственно, уже и вот тут: http://yettergjart.livejournal.com/129391.html?thread=1384047#t1384047 ). Причём perlovka_blog была скептична и признавалась, что не видит смысла в эдаких флешмобах: ну, определились с джентльменским набором, а дальше что? И вообще «удивляет постоянство таких вопросов от самых разных людей. Несмотря на личные пристрастия и представления о.... скажем... независимости ума, нам хочется свериться с кем-то».

В ответ на это мне подумалось много чего. Прежде всего, о том, что мне в таких случаях хочется не столько, может быть, сверки с кем-то, сколько некоторого самопрояснения, - подобные вопросы я (как существо, склонное вообще к значительной хаотизации) использую как повод, он же и стимул, к тому, чтобы разложить своё "смысловое хозяйство" по полочкам.

Что же касается независимости ума (во всяком случае - моего собственного), тут у меня нет ни малейших, кажется, иллюзий. Я вполне отдаю себе отчёт в том, что он (вкупе со всеми пристрастиями) в огромной мере сформирован средой, биографией и, как знать, пожалуй, в какой-то мере вообще психофизиологией. Наше «субъективное» в своём роде вполне объективно. «Сверка с кем-то» на самом деле происходит постоянно в той мере, в какой человек чувствует себя принадлежащим (и / или стремящимся принадлежать) к какой-то среде. Подобные классификации, разумеется, тоже всегда оказываются и тестом на принадлежность, и, так сказать, упражнением в принадлежности: проверкой-подтверждением её в себе. (Видимо, подумала я сию минуту, популярность таких вопросов-ответов в интернете - симптом того, что в этом самом «глобализующемся» мире, склонном к нивелировке различий, люди испытывают потребность в подтверждении своей идентичности и в устройстве-обживании своих локальных миров).

Когда я это (http://yettergjart.livejournal.com/129391.html ) писала, уже в процессе написания поймала себя на комментирующей мысли: «Типичные пристрастия русско-еврейской либеральной интеллигенции второй половины ХХ века». И вот надо сказать, что против этой типичности я не только ничего не имею, но, напротив того, хорошо знаю, что именно это - среда, к которой мне хочется и естественнее всего кажется принадлежать, - даже, я бы сказала, комфортнее всего. Это мои люди, и я хочу быть их человеком, разделяя их пристрастия, странности и неизбежные, насколько я могу себе представить, ограниченности (ибо каждый на свой лад ограничен, куда же денешься). Возможность взгляда на это извне тоже представляется мне ценностью, но я никогда не хотела бы занимать целиком внеположную позицию. То есть в этом, среди прочего, есть и момент сознательного выбора.

В связи с этим подумала я и о том, что мне очень интересно - как объект интеллектуального внимания и эмоционального вживания - всё, что относится к сюжетам русско-еврейского культурного взаимодействия и взаимовлияния и его плодов, к той культурной области (и смыслы, и артефакты, и что бы ещё сюда можно было причислить?), которая образуется в результате этого. Я бы сказала так: интересно мне еврейское участие в жизни «окружающих», «средообразующих» культур.

(Мне вспоминается, как об этом сказал однажды человек, наш сосед и друг детства моей матушки Александр Яковлевич Пескин, умерший 11 лет назад и бывший одним из самых значительных для меня собеседников в начале моей жизни [ВОТ о ком стоило бы написать в рубрику «наставники»!]. Как-то мы с ним говорили о чём-то типа исторической судьбы евреев, и он мне, помню, сказал - этому предшествовал рассказ о человеке, который уехал в Израиль, но не прижился и вернулся - «Наше назначение в том, чтобы быть среди других». Почему-то очень запомнилось.)

Поскольку по культурной принадлежности я могу считать и считаю себя только русской (и по сознательному выбору - чувствую себя очень заинтересованной в судьбах русской культуры - это МОЁ «смысловое хозяйство». ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ тут тоже безусловная), то меня занимают, в частности, все разновидности еврейского участия в этой культуре - вплоть до внесённых в неё интонаций, углов зрения, смысловых оттенков. Может быть, и не только в этой, но до полноценной возможности судить о происходящем в других культурах мне уже вряд ли дотянуться в полноценном объёме.

(Наверно, чем-то подобным стоило бы заниматься в качестве историка, только, увы, не с моей несистематичностью, - так что, по всей верояности, не в этой жизни. Но на следующую запланирую обязательно :-))

(Я действительно часто ловлю себя на мысли о том, что теперь, в 41 год, уже поздно начинать что-то серьёзное и глобальное - зарекаться, конечно, не стану, просто говорю о том, что есть такое чувство: во-первых, не будет времени и свежести восприятия, чтобы как следует это освоить, во-вторых, может не остаться достаточно времени и сил, чтобы полноценно делать то, за что УЖЕ взята на себя ответственность перед людьми, собой и, возможно, Верховным Адресатом).

биографическое, оправдания, пристрастия, разговоры на расстоянии, сопровождающие цитаты, наставники, интересы, принадлежность, еврейское, смысловое хозяйство

Previous post Next post
Up